Прочитал интервью министра здравоохранения Казахстана Елжана Биртанова и решил поделиться своими соображениями (Елжан Биртанов 21 апреля ответил на вопросы журналистов в прямом эфире в Instagram Tengrinews.kz — ред.).
Начиная с конца февраля, когда появились уже многочисленные сообщения о новом коронавирусе COVID-19, я стал внимательно следить за официальными сообщениями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), выступлениями ведущих вирусологов и инфекционистов мира, их дискуссиями, информацией об исследованиях в различных ведущих мировых научных учреждениях, центрах, институтах (хорошее владение английским языком очень помогает).
И хотя я не врач, но точно так же, как, когда я заболеваю, я иду к специалисту, чтобы мне объяснили, что у меня, как лечиться и вообще — как себя вести, и поскольку я по возрасту, как специалисты говорят, отношусь к уязвимой группе, а этот коронавирус сильно отразился на моей жизни и уже несколько недель я нахожусь в некоей изоляции, я стал собирать информацию из сообщений и интервью таких, имеющих репутацию и проводящих исследования, специалистов, и думаю, могу поделиться некоторыми своими выводами.
Кстати, 16 марта я прошёл тестирование на коронавирус, поскольку 13 марта приехал из Нью-Йорка через Франкфурт и Стамбул, результат – отрицательный, но с 17 марта строго следую карантинным требованиям. Мои выводы основаны на информации о результатах исследований, выступлениях ведущих мировых специалистов, именно в области вирусологии и инфекционных болезней, и ВОЗ.
Все, кто погружён в разные конспирологические теории, вроде «мирового правительства», которое решило путем этой инфекции «завладеть» миром или «уменьшить» население Земли, сначала азиатское, потом африканское, или что это испытания бактериологического оружия, могут не читать то, что я написал. Потому что мифы и всякие пропагандистские и дилетантские рассуждения меня не интересуют. Кроме того, я не отношусь к «коронапаникёрам», но очень хочу снизить риски для себя, своей семьи, сотрудников организации, которую я возглавляю, и принимать информированные и ответственные решения, хотя бы в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
Итак,
- Это новый вирус. Человечество с ним не встречалось. Он относится к коронавирусам атипичной пневмонии, вроде SARS, эпидемия которой имела место в 2003 году, но это новый вирус и новая болезнь. COVID-19 – это название, связанное с тем, что он обнаружен в 2019 году, а не потому, что это какая-то 19-я версия вируса и были ещё 18-я или 17-я. Поскольку это новый вирус, на целый ряд вопросов нет удовлетворительных ответов, поэтому постоянно ведущиеся исследования позволяют понимать о нём больше.
- Подавляющее большинство исследователей склоняются к тому, что у этого вируса естественное происхождение, и он перешёл к человеку от животных, но есть отдельные учёные, которые не исключают, что он мог появиться в результате каких-то неосторожных исследований в лаборатории в Ухане в Китае, где инфекция началась. Но надёжных подтверждений этой теории нет.
- Люди умирают в значительно больших количествах от сердечных заболеваний, рака, даже гриппа, чем от COVID-19. А эпидемии заразных болезней таких, как SARS (2003) и «свиной грипп» (2009), тоже имели место. Но тогда никто не изолировал целые города или даже страны.
Проблема с COVID-19 в том, что он совмещает две опасные характеристики: высокая заразность (один заражённый человек в среднем заражает 2-3 других, когда контролировать распространение заболевания можно при условии заражения 0,9-1,2) и относительно высокий уровень смертности (в среднем 4-5%, что в 5 раз больше смертности от гриппа, но даже и 8-15% в Италии, Испании, Великобритании, Франции, Бельгии, Швеции, Нидерландах, Мексике, Индонезии, Гондурасе). Сердечные заболевания или рак, при всей их высокой смертности, – не заразны. А SARS и «свиной грипп» заразны, но либо имеют невысокую смертность, либо скорость распространения невысока. А грипп заразен, но лечится.
- В мире практически нет стран, где бы этого вируса не было, число заболевших на сегодня больше 2,5 миллионов, умерших – около 180 000. Здесь нужно особо отметить постоянный рост, потому что в большинстве стран количество заражённых чуть больше чем за месяц возросло в 30-500 раз. 12 марта в США было 1600 заболевших, сегодня – около 820 000. В России 13 марта было 45 случаев, сегодня – более 52 000. У нас в Казахстане 13 марта было 4 случая, сегодня – 2025. И при всем понимании того, что это цифры пока несопоставимые с населением той или иной страны, это конкретные люди, чьи-то родители, бабушки, дедушки, но и люди среднего и молодого возраста, и даже дети. При этом существует огромная разница между странами и по количеству заражённых, и по количеству умерших. Эта разница иногда в разы или десятки раз. Возникает резонный вопрос, почему?
Ответов несколько. Во-первых, никто не знает, сколько в действительности заражённых, в том числе уже переболевших, иногда без симптомов, иногда с симптомами, похожими на грипп. Потому что, в основном, считают тех, кто госпитализирован или был протестирован с положительным результатом. Аналогично, почти нигде не считают умерших дома или в связи с какой-то инфекцией, похожей на коронавирус, но не подтверждённой тестированием. Коронавирус обостряет другие заболевания, которые и рассматриваются как причина смерти.
Во-вторых, в ряде стран, особенно в условиях диктатуры или авторитаризма, представляемые в международные организации данные вызывают серьёзные сомнения. В Туркменистане только пару недель назад вообще разрешили произносить слово «коронавирус», а сейчас неофициально известно о 7 заболевших.
В-третьих, многое зависит от масштабов тестирования, потому что ведётся какой-никакой учёт заражённых с симптомами, но нет информации о тех, у кого нет симптомов. И можно ходить без симптомов, но при этом уже быть заражённым.
В-четвёртых, некоторые страны уже прошли пик первой волны, а в других рост только в начале. Есть ещё ряд факторов, хотя полностью удовлетворительного объяснения нет.
- COVID-19 передаётся, в основном, воздушно-капельным путём, когда заражённый чихает, кашляет и даже просто дышит, а другой человек находится в метре и меньше от него. Более того, как показывают последние исследования, особенно заразным является человек, у которого вообще нет никаких симптомов, в течение двух-трёх дней до появления таких симптомов. Кроме того, вирус остаётся на различных поверхностях и сохраняется от нескольких часов до нескольких дней. Хотя последние исследования, в частности немецких ученых, показывают, что самая главное – это передача по воздуху, во время нахождения рядом с заражённым человеком. Поэтому карантины или, как их называют, социальное дистанцирование, вместе с ношением масок, мытьём рук значительно снижает риск заболевания и распространения, хотя всё равно не исключает. Наиболее уязвимы оказались учреждения и организации, где собраны большие группы людей: дома престарелых, дома инвалидов, другие социальные учреждения, тюрьмы, армейские казармы и сами больницы. Появление там одного-двух заражённых людей приводит к заражению многих, если вовремя не были приняты меры изоляции, и, если персонал и другие лица не предохранялись надлежащим образом.
- COVID-19 приводит к поражению не только лёгких, но прямо или косвенно влияет на сердце, почки и желудочно-кишечный тракт, поскольку в организме при сопротивлении вирусу происходят ещё и воспалительные процессы. Когда пишут, что больной выздоровел, это не означает полного восстановления, потому что оно проходит весьма долго, от нескольких недель до нескольких месяцев. Более того, согласно данным ВОЗ человек, у которого пропали симптомы заболевания, то есть, как бы выздоровел, может быть ещё заразным и поэтому его ещё какое-то время надо изолировать и проверять.
- Пока никакого эффективного лечения COVID-19 нет. До появления вакцины и её производства в достаточных количествах, чтобы ею могли все воспользоваться, по реалистическим оценкам от года до двух. До этого необходимо, с одной стороны, обеспечить безопасность людей, с другой – пытаться вернуться к нормальной жизни.
Поэтому в развитых странах следуют стратегии трёх Т (testing, tracing, treating) для поэтапного возвращения к более или менее нормальной жизни: тестирование, отслеживание контактов и лечение, точнее пока помощь заболевшему для того, чтобы переболеть самому. Для этого у государства должно быть достаточно ресурсов, чтобы:
- тестировать не только тех, у кого есть симптомы, а и тех, кто начинает работать в обычном режиме, чтобы они не заразили других, и защитить их самих;
- эффективно отслеживать контакты тех, у кого положительный результат теста или появились симптомы заболевания и их тестировать и при необходимости изолировать;
- учреждения здравоохранения работали в штатном режиме, врачи имели достаточно средств индивидуальной защиты, было достаточно медицинского оборудования, аппаратов искусственной вентиляции лёгких и т.д. (а это зависит от количества заразившихся).
Важно также тестирование на антитела, которое позволяет установить, болел ли человек коронавирусной инфекцией раньше, но положительный результат теста не означает, что у человека выработался иммунитет. По этому поводу продолжаются исследования.
- Снижение количества заразившихся и смертности, что уже происходит в некоторых странах (Китай, Южная Корея, Япония, Сингапур, Австрия) не является гарантией, что не будет второй или третьей «волны». В Японии и Сингапуре в последние несколько дней были снова зафиксированы вспышки с заражением по несколько сотен человек в день, что привело к введению карантинов в некоторых регионах снова. Это создаёт серьёзные затруднения к снятию ограничений по перемещению и внутри страны, не говоря уже о перемещении между странами, потому что высоки риски повторных «волн» заражения.
Поскольку исследования, поиск вакцины, выработка более эффективных стратегий продолжаются, нужно за этим следить и понимать, что этот вирус завтра или послезавтра никуда не денется, что с ним придётся пока жить. Что нужно пытаться уменьшить риск заразиться самому, не рассчитывать, что молодые проще переносят это заболевание, потому что они могут заразить своих сверстников, у которых какие-либо другие заболевания, которые резко повышают угрозу их здоровью и жизни, или заразить своих пожилых родственников с той же серьёзной угрозой.
В общем где-то так….