Home Анализ Давление политики и влияние Кремля. Важные моменты Всемирного индекса свободы прессы за...

Давление политики и влияние Кремля. Важные моменты Всемирного индекса свободы прессы за 2024 год

0

Cвобода прессы находится под угрозой со стороны тех самых людей, которые должны быть ее гарантами: политических властей. Из пяти показателей, из которых складывается рейтинг страны, именно политический показатель сильнее всего снижается в индекса за 2024 год – на 7,6 пункта.

_

Плюс политическое влияние Кремля распространяется  не только на ближайшие к России страны, но и вплоть до Европейского союза.

К таким выводам пришли исследователи известной международной организации «Репортеры без границ» (RSF). И эти выводы подтверждаются данными опубликованного сегодня Всемирного индекса свободы прессы за 2024 год.

Государства не в состоянии защитить журналистику

Все больше правительств и политических властей не выполняют свою роль гарантов образцовых норм для осуществления журналистской деятельности и права общества на достоверную, независимую и плюралистическую информацию.

RSF наблюдает тревожное ухудшение поддержки и соблюдения автономии СМИ и усиление давления со стороны государства или других политических сил.

«В преддверии выборов 2024 года, когда более половины населения мира придет на избирательные участки, RSF предупреждает об одном важном явлении, выявленном в Индексе свободы прессы 2024: снижении политического показателя, одного из пяти в Индексе.

_

Государства и политические силы, независимо от их политической ориентации, играют все меньшую роль в защите свободы прессы. Это снятие с себя ответственности порой сопровождается сомнением в роли журналистов или даже использованием СМИ в кампаниях травли или дезинформации.

_

При этом журналистика, достойная этого названия, является необходимым условием демократической системы и реализации политических свобод», — говорит Анн Бокандэ, редакционный директор RSF.

В международном масштабе этот год был отмечен явным отсутствием политической воли со стороны международного сообщества для обеспечения соблюдения принципов защиты журналистов, в частности резолюции 2222 Совета Безопасности ООН. Начавшаяся в октябре 2023 года война в Газе ознаменовалась рекордным количеством злоупотреблений в отношении журналистов и СМИ: более 100 палестинских репортеров были убиты израильской армией, в том числе не менее 22 – при исполнении их профессионального долга. В рейтинге RSF за 2024 год Палестина (157-е место), оккупированная и подвергающаяся израильским бомбардировкам, вошла в десятку худших стран мира с точки зрения безопасности для журналистов. 

Журналистика против дезинформации в год выборов

В то время как 2024 год станет самым масштабным годом проведения выборов в мировой истории, в 2023 году также состоялись некоторые важные выборы, в частности в Латинской Америке, где пришли к власти люди, которых смело можно назвать хищниками свободы прессы и плюрализма информации.

В первую очередь Хавьера Милея в Аргентине (66 место, снижение на 26 позиций), который провел вызывающую тревогу из-за своего символизма акцию по закрытию крупнейшего в стране информационного агентства.

Периоды выборов регулярно сопровождаются насилием в отношении журналистов, как, например, в Нигерии (112-е место) и Демократической Республике Конго (123-е место).

Переизбрание партии Реджепа Тайипа Эрдогана в Турции также не может не вызывать беспокойства: эта страна, занимает 158-е место в Индексе свободы прессы и ее позиция продолжает снижаться.

В арсенале использования дезинформации в политических целях вызывает беспокойство использование генеративного ИИ на фоне отсутствия его регулирования. С некоторых пор в оказании влияния на ход выборов ключевую роль стали играть дипфейки. В качестве одного из первых задокументированных примеров можно привести аудио-дипфейк, жертвой которого во время парламентских выборов в Словакии (29-е место) стала журналистка Моника Тодова. Целью этой атаки было повлиять на ход выборов.

Правительства многих стран усиливают контроль над соцсетями и Интернетом, ограничивая к нему доступ, блокируя аккаунты и удаляя новостные сообщения. Во Вьетнаме (174-е место) журналисты, высказывающие свое мнение в соцсетях, почти систематически оказываются за решеткой. В Китае (172-е место), помимо того, что в нем в заключении находится самое большое число журналистов в мире, правительство страны продолжает осуществлять жесткий контроль над каналами распространения информации, проводя политику цензуры и слежки.

Некоторые политические силы разжигают ненависть и недоверие к журналистам, осыпая их обвинениями, дискредитируя их или угрожая им. Другие создают условия для удушения экосистемы СМИ, будь то госмедиа, перешедшие под их контроль, или частные СМИ, поглощенные дружественными им бизнесменами.  

Политические силы регулярно выступают в роли распространителей и даже инициаторов кампаний дезинформации. Более чем в трех четвертях стран, которые оцениваются в Индексе (138 стран), большинство респондентов опроса сообщили, что политические игроки в их стране регулярно участвуют в пропагандистских или дезинформационных кампаниях. В случае же 31 страны подобное участие было охарактеризовано как «систематическое».

В Восточной Европе и Средней Азии усилилась цензура в СМИ, эффектно имитируя российские репрессии, будь то в Беларуси (167-е место), Кыргызстане (120-е место) или Азербайджане (164-е место).

Влияние России распространяется вплоть до Сербии (98-е место), где проправительственные СМИ транслируют российскую пропаганду, а власти угрожают изгнанным российским журналистам.

Россия (162-е место), где Владимир Путин, который без сюрпризов был переизбран в 2024 году, продолжает вести войну в Украине (61-е место), оказывая значительное влияние на экосистему СМИ и безопасность журналистов.

Самые худшие и самые лучшие

Общее снижение политического показателя затронуло также и три страны, занимающие первые места в новом Всемирном индексе свободы прессы.

Норвегия сохраняет первое место, но снизила свой показатель, а Ирландия (8-е место), где судебное запугивание со стороны политических сил направлено против СМИ, уступила первое место в Европейском союзе Дании (2-е место), за которой следует Швеция (3-е место).

В самой нижней части индекса азиатские страны.

Китай, Вьетнам и Северная Корея уступили свое место трем странам, в которых резко упал политический показатель.

Это Афганистан (минус 44 места в политическом показателе), где после возвращения талибов к власти продолжается подавление журналистики, Сирия (минус 8 мест в политическом показателе) и Эритрея (минус 9 мест и последнее место в общем и политическом зачете). Причем последние две страны из-за рекордного количества задержанных, пропавших без вести или взятых в заложники журналистов превратились для СМИ в зону беззакония.

Политическое удушье на Востоке 

Ситуация в Восточной Европе и Центральной Азии в целом ухудшилась: свобода прессы там не гарантирована, а СМИ все чаще используются в качестве каналов распространения кампаний по дезинформации. 

Российское государство (162-е место) продолжает свой крестовый поход против независимой журналистики, а более 1500 журналистов покинули страну после вторжения в Украину. Повышение на две позиции во Всемирном индексе свободы прессы RSF за 2024 год, вызвано ухудшением ситуации в других странах и кроет за собой падение общего балла: список журналистов и СМИ, помеченных правительством как «иностранные агенты» или «нежелательные» продолжает растет, а журналисты продолжают подвергаться необоснованным арестам.

В этой зоне с Россией соперничают только Беларусь (167-е место), чей режим преследует журналистов под предлогом борьбы с «экстремизмом», и Туркменистан (175-е место), где обладающий неограниченными полномочиями президент запрещает любую независимую информацию.

Весьма заметное снижение показывает Грузия (103-е место), которая опустилась на 26 позиций за сближение с Москвой и проводит политику, все более враждебную по отношению к свободе прессы.

В Азербайджане (164-е место) также наблюдается падение всех показателей, особенно политических, в связи с волной репрессий в отношении СМИ накануне президентских выборов. 

В Казахстане (142-е место) репрессии модернизируются по мере усиления контроля над Интернетом — единственным пространством, где независимые средства массовой информации могут выражать свое мнение.

Неожиданностью стала Украина (61-е место), которая поднялась на 18 позиций благодаря улучшению показателей безопасности – в ней уменьшилось число убитых журналистов – и политических показателей. Хотя после российского вторжения верховенство закона на всей территории страны не соблюдается,  политическое вмешательство в деятельность прессы в Украине уменьшилось. Его ограничивает то, что СМИ критикуют подобное давления. 

Европейский союз против «орбанизации»

Если переместиться больше на запад, то, несмотря на принятие Европейским союзом первого закона о свободе СМИ (EMFA) и того факта, что в тройке лидеров по-прежнему находятся европейские страны (Норвегия, Дания и Швеция), политики пытаются сократить пространство для независимой журналистики. 

Эту опасную динамику олицетворяют, в частности, прокремлевский премьер-министр Венгрии Виктор Орбан и его коллега из Словакии (29-е место) Роберт Фицо. Свобода прессы подвергается серьезному испытанию из-за действий правящего большинства в Венгрии (67-е место), на Мальте (73-е место) и в Греции (88-е место) – тройке стран, замыкающих Индекс в ЕС. Италия Джорджи Мелони (46-е место) также опустилась в нем на пять позиций. 

Политические интересы сковывают журналистику в нескольких странах-кандидатах на вступление в ЕС – Боснии и Герцеговине (81-е место), Сербии (98-е место) и Албании (99-е место). Турция (158-е место) продолжает отправлять журналистов за решетку и мешать работе СМИ посредством цензуры в Интернете и судебных преследований. 

Политический контекст для журналистики улучшился в Польше (47-е место, рост на 10) и Болгарии (59-е место, рост на 12), где новые правительства проявляют больше заботы о праве на информацию.

Германия, вошедшая в первую десятку стран Индекса, улучшила свой политический показатель благодаря некоторому снижению числа нападений на журналистов со стороны крайне правых групп.

Хотя свободе прессы во Франции (21-е место) и Великобритании (23-е место) не угрожают масштабные политическое давление, бдительность все же необходима, о чем свидетельствует арест французской журналистки Ариан Лаврилье по иску Министерства обороны Франции и продолжающееся заключение Джулиана Ассанжа в Великобритании – стране, где журналистам в изгнании, особенно иранцам, поступают угрозы из страны их происхождения без того, чтобы со стороны властей принимающей страны им оказывалась эффективная защита.

Все материалы Всемирного индекса свободы прессы по этой ссылке.

NO COMMENTS

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.

Exit mobile version