Вчера Минфин США расширил санкционные списки, добавив в них более 30 человек и 200 юридических лиц, включая Московскую биржу и Национальный клиринговый центр. Практически сразу после публикации списков Мосбиржа сообщила, что прекращает торги с использованием доллара и евро.
Тем не менее, как сообщил Центробанк России, сделки с долларом и евро продолжат совершаться на внебиржевом рынке. Компании и граждане, согласно заявлению ЦБ, смогут покупать и продавать доллары и евро через российские банки. На счетах в банках все деньги в долларах и евро также будут сохранены.
Ночью Казахстанская фондовая биржа (KASE), 13,1% акций которой принадлежат Мосбирже, сообщила, что введение США санкций против Московской биржи, НКЦ и НРД на ее деятельность не повлияют.
«В связи с публикацией информации о введенных OFAC (Office of Foreign Assets Control, Управление Министерства финансов США по контролю за иностранными активами) санкций в отношении ПАО «Московская биржа», Национального клирингового центра (НКЦ) и Национального расчетного депозитария, Казахстанская фондовая биржа сообщает следующее.
_
По состоянию на 01 июня 2024 года MOEX принадлежит 13,1% размещенных акций KASE. В соответствии с исполнительным указом 14024, выпущенным OFAC, нахождение лица в списке SDN предусматривает риск применения блокирующих санкций к лицам 50% и более акций/долей которых прямо или косвенно контролируются лицом из SDN List индивидуально или совместно с другими санкционными лицами.
_
KASE не относится к таким лицам и ограничения никак не влияют на деятельность Биржи и Клирингового центра KASE. В связи с этим, Казахстанская фондовая биржа и Клиринговый центр KASE продолжают работать в штатном режиме. Торги, клиринг и расчеты будут проводиться в соответствии со стандартным регламентом._
KASE рассмотрит продолжение деловых отношений с MOEX с учетом санкционных ограничений», — говорится в распространенном ночью пресс-релизе казахстанской биржи.
«Доля МОEX в KASE составляет лишь 13%, что ниже порога в 50%, предусмотренного для санкционных ограничений, — прокомментировал ситуацию глава Национального банка РК Тимур Сулейменов. — Значительного влияния на торговлю валютными парами не ожидается, так как Россия уже перешла на альтернативные площадки для торговли рубль-доллар».
Сулейменов подчеркнул, что курс рубля определяется фундаментальными экономическими факторами, такими как состояние экономики и платежный баланс, которые остаются стабильными. Что касается курса, что он будет складываться под воздействием внутренних и внешних факторов.
В то же время правительству не стоит расслабляться.
Хотя ситуация с санкциями против ряда финансовых структур РФ не будет иметь прямого действия на Казахстан, однако обязательно будут последствия для Казахстана от действий российских властей.
«Поэтому надо внимательно смотреть на действия ЦБ РФ, — считает финансист Расул Рысмамбетов. — В какой-то момент времени российские финансовые власти увидят, что давление санкций направлено не на осложнение их операций, а разрушение их финансовой структуры и могут начать предпринимать симметричные действия», — пишет он в своем t-канале.
По его мнению, это может быть:
1. Выстраивание внебиржевого рынка иностранной валюты. Это не черный рынок, а такой же открытый рынок валюты, с теми же интервенциями и ограничениями. Это приведет (уже привело частично) к формированию серого рынка наличной валюты.
2. Выстраивание параллельной платежной системы. Вероятнее всего будет активное продвижение платежной системы МИР.
3. Распределение корпоративных финансовых операций в иностранной валюте в других юрисдикциях.
Теперь казахстанским игрокам, считает он также, предстоит решить:
- как быть обменными валютными операциями.
«РФ является крупнейшим торговым партнером Казахстана сделки по несанкционным товарам не должны страдать».
- как формировать курс рубль/тенге.
«Логичнее всего сделать через корзину валют и commodities (нефть, зерно, золото, юань и т.д.)».
И также предстоит найти ответы на вопросы:
- ударит ли удешевление рубля на конкурентоспособность российских товаров в Казахстане?
«Напомню, что более 2 тысяч иностранных корпораций продолжают работать в РФ и более половины — производят товары, которые мы в том числе покупаем».
- является ли условный паритет 1:5 (1 рубль — 5 тенге) — больше валютным или товарным?
«Нужны ли какие-то усилия по сохранению такого паритета или можно изменять его? Исходя из динамики торговли — крепкий курс тенге (4 и меньше тенге за 1 рубль) будет означать удар по казахстанским производителям. Уже более 3 лет производители сахара, молока, зерна в Казахстане не могут конкурировать», — отмечает Расул Рысмамбетов.
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
_
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887. И другие способы на этой странице.