Site icon respublika.kz.media

Откуда берется и куда исчезает эмпатия, или Почему люди устают сопереживать и помогать?

Эмпатия — это способность понимать и испытывать эмоции других людей, сопереживать им. Она является важной составляющей сплоченности общества, так как усиливает желание помогать, поддерживать и проявлять сочувствие.

Каждый ли человек склонен к эмпатии? Можно ли ее развить? А вдруг она опасна? Способны ли люди сберегать силу эмпатии как ключевой элемент идентичности? Вместе с экспертами в области психологии и нейробиологии ответы на эти вопросы искало украинское медиа Заборона.

Что такое эмпатия?

Термин «эмпатия» был введен в психологию Эдвардом Титченером в 1909 году. Он определил эмпатию как способность рассматривать ситуацию с точки зрения другого человека, эмоционально погружаться в его состояние, понимать и воспринимать его чувства. Однако социальный психолог и психотерапевт Олег Покальчук придерживается иного мнения.

Олег Покальчук. Фото: Укринформ

«У биологического человека эмпатии как таковой не существует. С ментальной точки зрения это классифицируется как аффективная самоидентификация — состояние, когда то, что мы испытываем, заставляет нас чувствовать себя лучше. Здесь мало связи с истинным пониманием других людей», — объясняет он.

«Кроме того, не существует и коллективной эмпатии. Все переживания всегда индивидуальны. Когда говорят о коллективном сопереживании, имеется в виду сумма эмоций разных людей, вызванная общим стимулом. Это может унифицировать реакции, но не переживания».

Несмотря на разногласия относительно природы эмпатии, эти эмоции побуждают нас проявлять сострадание и помогать тем, кто нуждается в поддержке. Украинцы неоднократно демонстрировали способность объединяться в трудные моменты, но исследования показывают, что поддержка постепенно уменьшается.

Пожертвования становятся менее масштабными, но более целенаправленными

В ноябре 2024 года агентство Bloomberg сообщило, что крупные благотворительные организации фиксируют снижение пожертвований. Например, «Благотворительный фонд Сергея Притулы» отчитался о 20%-ном сокращении пожертвований: в 2024 году фонд собрал 1,4 млрд грн, а для достижения прежних результатов команде приходится работать в три раза больше. В ОО «Армия SOS» указали на десятикратное снижение пожертвований, а фонд «Вернись живым» отметил падение пожертвований на 15%.

Однако ситуация не является критической. В августе 2024 года 47% украинцев, которые сдавали кровь с 2022 года, заявили, что продолжают делать это в том же объеме, а 34% сократили суммы пожертвований.

Опрос проведен накануне Дня Независимости Украины Фондом «Демократические инициативы имени Илька Кучерива» совместно с Центром Разумкова, август 2024 г.

Основной причиной стало сокращение доходов и сбережений, на что указали 61% тех, кто сократил пожертвования.

Опрос проведен накануне Дня Независимости Украины Фондом «Демократические инициативы имени Илька Кучерива» совместно с Центром Разумкова, август 2024 г.

В то же время, по данным Zagoriy Foundation и Info Sapiens, в 2024 году занимались благотворительностью 86% украинцев, хотя индекс распространенности снизился с 7,7 в 2022 году до 6,7 в 2024 году. Люди чаще выбирают адресную помощь, что подчеркивает персонализацию их поддержки.

Эмпатия: исчезает или трансформируется?

Указывают ли данные на потерю эмпатии? Вероятно, нет — она адаптируется.

Роман Мельниченко. Фото: Роман Мельниченко из Facebook

Психотерапевт Роман Мельниченко отмечает, что во время внезапных кризисов общество может сплотиться, но длительный стресс провоцирует другие процессы.

«Кратковременный стресс вызывает выброс адреналина, норадреналина и окситоцина, что способствует взаимопомощи. Однако под воздействием длительного стресса организм вырабатывает кортизол, который снижает уровень окситоцина.

Это заставляет людей адаптироваться к постоянному напряжению, одновременно снижая эмоциональную реакцию», — поясняет он.

Олег Покальчук добавляет, что этот процесс можно сравнить с влюбленностью:

«Человек не может находиться в состоянии «эмоционального угара» несколько лет подряд. Организм привыкает к стрессу, и даже в острой ситуации реакции становятся менее эмоциональными».

Нейробиолог, кандидат биологических наук Сергей Данилов считает, что эмпатия не исчезает, а трансформируется.

Сергей Данилов. Фото: Сергей Данилов \ Facebook

Он ссылается на многочисленные масштабные исследования, проведенные в странах, переживших войны.

«С одной стороны, уровень доверия между людьми, как правило, со временем снижается — это естественная защитная реакция на длительный стресс. Но с другой стороны, исследования показывают, что люди становятся более активными: организуют гражданские инициативы, подключаются к новым формам помощи.

Поэтому говорить о том, что эмпатия исчезает, неверно. Скорее, она адаптируется к новым условиям и переформатируется», — отмечает Данилов.

Доступна ли эмпатия каждому?

Эмпатия — сложный феномен, вызывающий научные дебаты. Нейробиолог Сергей Данилов объясняет, что способность к сочувствию имеет как врожденные, так и приобретенные аспекты.

«В основе любого эмоционального проявления лежат врожденные протомеханизмы. Способность конструировать состояние другого человека через свои чувства также является частью нашей биологии. Однако то, как мы воспринимаем мир, формируется на основе конструктивизма. Мы решаем, на что обращать внимание, что считать важным, а что второстепенным», — отмечает Данилов.

Другими словами, эмпатия — это сочетание природных механизмов и обучения.

«Все эмоции имеют прототипическую природу, но то, как мы их понимаем и используем, зависит от нашего опыта. Общество постоянно переосмысливает различные эмоции, адаптируя их к изменениям в культуре и окружающей среде», — добавляет он.

Как развить эмпатию

Эмоции возникают автоматически, прежде чем мы сознательно их обрабатываем, объясняет Данилов. Однако мы можем влиять на их восприятие, сознательно изменяя свое внимание.

Совместный проект Забороны со студентами Львовской национальной академии искусств, 2023 год. Иллюстрация: Ольга Губа

«Внимание — это ключевой механизм, с помощью которого мы регулируем свое отношение к миру. То, на чем мы фокусируемся, становится более существенным. Например, один из способов развить эмпатию — это медитация сострадания или благодарности. Такие практики позволяют людям повысить эмоциональную чувствительность и лучше понимать окружающих», — объясняет Данилов.

По его словам, такие практики помогают не только лучше синхронизироваться с окружающими, но и уменьшить эмоциональную боль.

Длительная эмпатия вредит психическому и физическому здоровью

Длительные эмоциональные переживания тяжелы для психики и истощают организм. По мнению Данилова, существует прямая связь между чувствительностью, эмпатией и риском развития депрессии.

«Постоянные сильные эмоции вызывают выгорание и эмпатическую усталость. У каждого человека ограниченный ресурс, и когда он исчерпывается, начинается избегание и отчуждение — это уже симптомы депрессии. Парадоксально, но в моменты, когда тяжелее всего, вместо того, чтобы искать помощи, мы начинаем отталкивать людей и закрываться в себе», — поясняет нейробиолог.

Психотерапевт Роман Мельниченко добавляет, что длительный стресс формирует негативное мировоззрение, что в свою очередь усиливает тревожность, раздражительность и ухудшает отношения с близкими.

«Например, у вас есть друг, с которым раньше незначительные расхождения во взглядах не мешали общению. Но при длительном стрессе психика истощается, запас терпения исчезает — и эти расхождения становятся критическими. Со временем вы начинаете воспринимать его как врага, — поясняет эксперт. — В семейных отношениях похожая ситуация: раньше вы спокойно делали уроки с ребенком, а теперь становитесь раздражительным, появляются крики, обвинения, конфликты. Даже в собственной семье люди начинают делить окружающих на «своих» и «чужих», не понимая, что это последствия длительного стресса».

Совместный проект Забороны со студентами Львовской национальной академии искусств. В 2023 году они иллюстрировали поэзию военного и поэта Максима Кривцова [погибшего в бою 7 января 2024 года]. Иллюстрация: Мария Сахарова

Большинство украинцев находятся в состоянии постоянного ожидания негативных событий. Хотя мы этого сознательно не осознаем, на подсознательном уровне организм реагирует выбросом кортизола, усиливаеющим истощение. Это способствует эмоциональному выгоранию, депрессивным и тревожным состояниям, а также вызывает физические заболевания.

«Постоянный стресс влияет на сердечно-сосудистую систему, поэтому мы наблюдаем рост числа инфарктов и инсультов. В целом люди постарели примерно на 15 лет, хотя многие этого даже не замечают. В качестве побочного эффекта мы наблюдаем снижение эмпатии и эмоциональных реакций, особенно положительных, таких как радость или удовлетворение. Но поскольку эти изменения происходят постепенно, большинство людей не осознают, что их затягивает в этот водоворот истощения», — заключает психотерапевт.

Россия использует эмоциональное истощение как оружие

Россия ведет гибридную войну не только на поле боя, но и в психологическом пространстве, манипулируя эмоциями и восприятием реальности. Практикуемая Кремлем война на истощение направлена ​​не только на выжимание материальных ресурсов, но и на психологическое ослабление украинского общества. Эмоциональная усталость украинцев играет только на руку Москве.

Совместный проект Забороны со студентами Львовской национальной академии искусств, 2023 год. Иллюстрация: Надежда Угорчук

«Империи всегда умели разделять общества и натравливать людей друг на друга, потому что только единство делает нас сильными. После трех лет полномасштабной войны мы так и не научились эффективно этому противостоять», — отмечает Мельниченко.

Чтобы противостоять психологическому влиянию России, Украина должна реализовать контрпропаганду, направленную на объединение общества. Но этот процесс требует глубокого подхода.

«Объединение должно начинаться с детства. И это не должно быть банальным «люби язык, землю, страну». Эмоции работают по-разному. Например, многие люди гордятся своими городами — Харьковом, Одессой, Львовом, — но это не всегда трансформируется в любовь ко всей Украине. Нужно показать, что без Харькова или Львова нет Украины, что это одна земля, и все ее города и жители важны и неповторимы», — поясняет психотерапевт.

Настоящее единение проявляется в моменты общей боли.

«Когда ракета попадает в Запорожье, украинцы со всех уголков страны переживают это вместе с жителями этого города. Неважно, Одесса это, Харьков или Львов — все сочувствуют и разделяют боль. Эта эмпатия — фундаментальная черта нашего народа, но длительный стресс постепенно ее истощает», — добавляет он.

Как избежать пагубных последствий чрезмерной эмпатии

Чрезмерная эмпатия может истощить ресурсы организма, но есть способы защитить себя от ее негативных последствий:

Во-первых, важно научиться распознавать истощение ресурсов и вовремя отдыхать, подчеркивает Данилов.

«Если вы заметили, что у вас нет сил после напряженного рабочего дня, не заставляйте себя двигаться вперед. Отдых — это не просто сон или лежание. Смените обстановку: прогуляйтесь, сходите на завтрак, встретьтесь с друзьями, чтобы получить новую энергию. Важно оставить немного ресурсов для восстановления».

Синхронизация с другими людьми — еще один эффективный способ поддержания эмоционального равновесия.

«Группа помогает определить, куда направить энергию, и дает ощущение поддержки. Если вы начинаете чувствовать отчуждение от окружающих, это сигнал о том, что что-то не так. Вместе мы можем решать проблемы, создавать новую реальность и поддерживать друг друга. В моменты наибольшей боли стоит найти людей, с которыми можно поделиться эмоциями и найти способы повлиять на ситуацию», — добавляет он.

Как война влияет на эмпатию

Война не уничтожает эмпатию, но существенно меняет ее проявления. Люди, пережившие длительные периоды страха, потерь и стресса, испытывают эмоциональное сжатие, которое трудно преодолеть.

Совместный проект Забороны со студентами Львовской национальной академии искусств. В 2023 году они иллюстрировали поэзию военного и поэта Максима Кривцова [погибшего в бою 7 января 2024 года]. Иллюстрация: Антонина Деркач

У обществ есть два основных набора ценностей: выживание и саморазвитие. Народы, которые долгое время жили в мире и процветании, обычно переходят к индивидуализму, самовыражению и гедонизму, способствуя развитию эмпатии. Между тем, страны, переживающие войны, голод или экономические кризисы, остаются в режиме выживания.

Несмотря на это, эмпатия в украинском обществе не исчезнет. «Люди без эмпатии не смогли бы выжить и продолжать существовать. Украинцы — высокоэмпатичная нация, и эта черта помогает нам переносить трудности и бороться за жизнь», — подчеркивает психотерапевт.

Автор публикации Евгения Костина, Медиасеть

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!

_

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона  8 777 681 6594  или карты 4400 4302 1819 1887И есть другие способы на этой странице

Exit mobile version