Site icon respublika.kz.media

Про долг акимата Алматы, медаль для многодетных матерей и возмущение экс-имама действиями ДУМК   

Сколько акимат Алматы задолжал государству, что восхищает казахстанского имама в американском президенте Дональде Трампе, какие документы нужны для получения ордена многодетной матери, кто ввел в ДУМК взносы для мечетей и почему люди бегут из сел, — обо всем этом в новом обзоре казахскоязычной прессы от Назиры Даримбет.

Почему Досаев молчит про долг Алматы?

По данным аудиторов, акимат Алматы должен государству 126,56 млрд тенге, пишет «Жас Алаш».  

В ходе проверки управления долгом были выявлены недостатки в использовании и возврате бюджетных средств. С 2015 по 2023 год акимат Алматы взял 50 кредитов. К концу 2023 года он выплатил только три из них. На 1 января 2023 года долг акимата перед государством составлял 129,84 млрд тенге, а за год было погашено лишь 3 млрд тенге.

Среди ключевых задач развития Алматы были создание фондового рынка, привлечение инвестиций в экономику, внедрение новых финансовых инструментов и привлечение иностранных инвесторов. Судя по отчетам акима Ерболата Досаева, поручения президента выполняются, и эти цели реализуются.

В своем отчете за 2024 год Досаев заявил, что рост экономики Алматы составил 5,5%, а в 2025 году ожидается 6,4%.  Однако аким не говорит о долге города перед государством в 126,56 млрд тенге. Вместо этого он делает позитивные заявления о развитии инфраструктуры и улучшении городской среды, отмечается в публикации.

 …На самом деле в Алматы множество проблем: отсутствие освещения на улицах, бессмысленная замена бордюров, постоянные пробки из-за хаотичных дорожных работ – все это вызывает недовольство горожан. При этом сейчас появились разговоры, что Досаев может пойти на повышение. Похоже, его знаменитая фраза: «Меня назначил президент, и только он может принять решение», ставшая мемом, отражает всю суть казахстанской кадровой политики.

Мулла «тик-токер» принял участие в благотворительном ужине Трампа

Популярный в соцсетях имам Нурлан Байжигитулы принял участие в благотворительном ужине в Белом доме, пишет портал Adyrna.kz.

Своими впечатлениями от мероприятия имам поделился у себя в Instagram.

«В своей речи президент США Дональд Трамп на благотворительном сказал: «То, что бог не позволил убить меня человеку, который стрелял в меня, и дал возможность стоять перед вами — это большая удача для моей страны и причина, по которой я изменю многое к лучшему». Эти слова, услышанные вживую в Вашингтоне, произвели на меня большое впечатление. Я слушал его речь сидя почти напротив него. Рядом со мной сидели президенты Армении, Косово, Украины и других стран»,  — цитирует издание Нурлана Байжигитулы.

Традиционно в феврале в Вашингтоне проходит благотворительный ужин с участием предпринимателей, политиков и зарубежных гостей. Впервые его организовал в 1953 году 34-й президент США Дуайт Эйзенхауэр.

…Видимо наш тик-токер имам не до конца разбирается в политике Трампа, если так восхищается его речью. Хотя наверняка любой другой имам из Казахстана на его месте был бы также счастлив сидеть в Белом доме.

Доходит до абсурда: как получить медаль многодетной матери

Многодетная блогерша Асия Танирбергенкызы возмущена списком документов, запрашиваемых для  получения медали «Күміс алқа», пишет портал Massaget.kz.

Например тем, что требуется автобиография, написанная вручную.

«Разве всей этой информации нет в базе?! Чувствую себя, как на конкурсе красоты. Хорошо, что не попросили принести платье, сделанное из пакетов», — говорит блогер на видео.

С другой стороны, по ее словам, в этом есть, наверное, своя «логика».

«…Пишите автобиографию, и тогда вспомните, кто вы. Когда рожаешь 6-7 детей, мозг уже не так работает, и ты забываешь, кто ты вообще. Это как напоминание: «У тебя же диплом есть, родила детей – теперь работай». Это как бы намек от государства: «Не рассчитывай на наши 25 тысяч тенге, иди, работай». Это такая терапия», — с юмором комментирует Асия Танирбергенкызы.

…Напомню, многодетной семьей в Казахстане считают семьи, где растут четверо несовершеннолетних детей или студентов до 23 лет. Женщина с шестью и более детьми получает серебряную подвеску «Күміс алқа», а если детей больше семи, то золотую — «Алтын алқа». Единовременное пособие после четвертого ребенка составляет около 250 тысяч тенге, а ежемесячное – 35 тысяч.

Бывший имам: нам ничего не достается от сборов в мечетях

В пабликах распространилось видео, на котором бывший священнослужитель рассказывает о проблемах во время своей работы в мечети, пишет Skifnews.kz.

На видеозаписи не называется его имя, но он довольно откровенно говорит о том, что происходит в муфтияте.

«Каждая мечеть обязана отдавать 30% от пожертвований муфтияту. А нам ни одежду, положенную для службы, не дают, ни обучаться нет возможности. Говорят: идите на курсы, но они платные. Откуда у нас на это деньги? Почему так происходит и эта система не регулируется?» — задается он вопросами.

Также экс-имам объяснил, почему он ушел со службы в мечети:

«На жизнь вообще не хватало. У меня растут дети, их нужно отправлять в детский сад, оплачивать аренду квартиры. Сейчас я занимаюсь мебельным делом, освоил новую профессию и работаю. Даже там нам предоставляют спецодежду. В отличие от муфтията, где имамам не выделяют ни чапана, ни молитвенного коврика».

По его мнению, средства, собранные в мечетях, распределяются несправедливо:

«Как устроена система в мечети? Стоят ящики для пожертвований. Во время пятничной молитвы, Курбан-айт, Рамадана люди жертвуют деньги или просят провести обряды, к примеру, никях. Они кладут деньги в ящик. И ты знаешь, видишь, примерно сколько денег собирается. Но простые служители от этого ничего не получают. Тебе нормальную зарплату не платят. В лучшем случае в месяц выходит около 50 тысяч тенге. Это возмущает. Считаю, это неправильным. Финансы должны распределяться справедливо. ДУМК должен из общих средств выплачивать имамам зарплаты».

…26 декабря прошлого года на Х внеочередном Курултае мусульман Казахстана верховный муфтий Наурызбай Отпенов вновь был переизбран на эту должность, несмотря на многочисленные скандалы. Именно с его приходом быв введен ежемесячный «взнос» в 30% от поступающих в мечети пожертвований. Также СМИ писали, что во время визитов в регионы ему устраивают пышные приемы, собирая с каждого имама от 150 до 300 тысяч тенге.

Отток населения из сел побил антирекорд

В 2024 году миграционное сальдо сельского населения составило минус 111,4 тысяч человек, и это самое большое значение за последние 25 лет, говорится в материале Ult.kz.

Хотя отрицательное значение этот показатель принимает ежегодно, нынешняя ситуация примечательна тем, что счет идет уже на сотни тысяч человек.

Ниже нулевой отметки миграционное сальдо (прибывшие за вычетом выбывших) сельского населения имеет место во всех областях, за исключением Алматинской (7,6 тысяч человек) и Атырауской (275 человек). Ключевую роль в формировании общего показателя играет самая густонаселенная Туркестанская область. Ее доля равняется 26% (-29,2 тысяч человек). 

Комментируя изданию ситуацию, урбанист Нуркожа Дуйсеналиев отмечает, что, проблема в слабости региональной политики.

«К сожалению, не все, кто приезжает в город, находят хорошую жизнь. Для многих борьба за выживание стала нормой», — считает он.

В итоге сельское население в Казахстане сократилось к предыдущему году на 14,6 тысяч человек, а городское население, увеличилось на 266,8 тысяч человек, говорится в публикации.  

…Известно, что основной причиной оттока сельского населения в города является безработица. Официальный уровень безработицы в сельской местности по Казахстану на третий квартал 2024 года составляет 4,8%. В некоторых регионах этот показатель выше среднего, к примеру, в Мангистауской области — 5,5%, Акмолинской и Восточно-Казахстанской областях — по 5,2%.

Последние обзоры прессы читайте по ссылкам ниже:
Все обзоры казахскоязычной прессы в нашей рубрике: 
https://respublika.kz.media/archives/category/kzpressa

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!

_

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона  8 777 681 6594  или карты 4400 4302 1819 1887.  И есть еще другие способы на этой странице

Exit mobile version