Site icon respublika.kz.media

ИИ вам в помощь. Подавать жалобы в ООН теперь будет проще

Знаете, сколько нужно времени, чтобы подать жалобу, скажем, в Комитет ООН по правам человека? Не менее трех месяцев. Казахстанские правозащитники сократили это время в 30 раз – за счет ИИ-помощника «AdmussucCase».

Разработка – отечественная, версия – рабочая: 24 ноября в органы ООН уже была направлена первая жалоба, подготовленная с помощью данного копилота. 25 ноября разработчики – правозащитник Амангельды Шорманбаев и IT-специалист Сергей Авдейчик – презентовали свою разработку широкой общественности. Для увеличения охвата презентация проходила в гибридном формате: подключиться к мероприятию в Астане можно было онлайн.

Развитие правовых технологий с использованием ИИ сегодня – мировой тренд. Так, например, в США такие юридические ИИ-проекты, как Harvey, Legora, LexisNexis, сумели привлечь инвестиции в размере от 500 миллионов до миллиарда долларов всего за полтора года. В их командах работают сотни, а иногда и тысячи ИИ-инженеров, что позволяет создавать сложные  системы, которые автоматизируют рутинные юридические процессы, анализируют большие объемы данных и повышают эффективность работы юристов.

«Эти масштабы и заставили нас заняться собственной разработкой, включаться в эту гонку нужно не как зритель, а как активный участник. Многомиллионные инвестиции говорят нам о чем? О том, что нечего ждать, что до нас дойдут какие-то технические решения быстро. Их разработчики сначала создадут себе продвинутые технические решения, снимут с этого маржу, потому что им надо отбить инвестиции…. То есть правозащитникам никто не собирается предлагать такие решения. И вот мы сподобились сами», — подчеркнул в ходе презентации Амангельды Шорманбаев.

Амангельды Шорманбаев

Почему выбор пал на создание ИИ-помощника именно для подачи жалоб в органы ООН? По словам Шорманбаева, именно в этой работе правозащитники сталкиваются с наибольшим количеством проблем. Анализ большого объема документации отечественной и международной законодательной базы, удержание в голове целостности конкретного кейса, преодоление языкового барьера приводит к хроническому дефициту времени.

Что же делает ИИ-помощник? Когда продукт был готов, на этапе тестирования разработчики получили следующие результаты: при загрузке в копилот всей информации по конкретному делу и законодательной базы, он через час уже выдает предварительный меморандум, на который можно будет опираться при составлении жалобы в ООН.

IT-специалист Сергей Авдейчик

«Получается достаточно большой объем информации, скажем так, внутренние рассуждения системы. Это десятки страниц. Но читая множество внутренних рассуждений, которые мы получали во время тестирования (хотя у меня нет профильного юридического образования), я могу сказать, что они содержат очень много инсайтов, которые позволяют посмотреть на кейс с разных сторон.

Юристы, которые участвовали в тестировании системы, подтвердили мое наблюдение, что на самом деле очень многие замечания общего порядка они бы и не рассматривали, просто потому что они бы их не нашли.

Но для них также представлял большой интерес получить не просто рекомендацию, а аргументацию и объяснение, почему и как какой-то конкретный документ может быть использован», — рассказал о возможностях ИИ-помощника IT-специалист Сергей Авдейчик .

Амангельды Шорманбаев добавил, что система может указывать юристам на их возможные недоработки. К примеру, в ходе тестирования разработчики в качестве эксперимента «прогоняли» через систему те жалобы, что уже были отправлены в ООН и получили такой результат: 

«Было очень много моментов, когда система выдавала определенные нарушения стандартов, о которых мы даже не думали. Мы, во-первых, не знали, а во-вторых, у нас не было времени рыться в базе стандартов международных, чтобы найти релевантную норму и сказать, вот здесь вот было это нарушено, и мы это добавим к жалобе».

После того, как юрист ознакомится с предварительным меморандумом и добавит свои соображения, ИИ-помощник выдает план жалобы. Система показывает юристу, как она видит структуру документа, то есть какие части должны в нем находиться, какие главы, какое будет содержание.

И по каждому разделу приводится детальное обоснование, какая информация должна быть включена в тот или иной раздел с указанием, на каких документах должен быть основан этот раздел. Последнее слово, конечно же, остается за человеком – на то ему и даны естественный интеллект и накопленный опыт.

В итоге то, на что у человека уходило три месяца, система помогает сделать за три дня: именно столько времени понадобилось Амангельды Шорманбаеву, чтобы с помощью ИИ подготовить жалобу, которую он направил в ООН 24 ноября.

Насколько интересна будет разработка государству? Вопрос пока без ответа.

С одной стороны, формально большие возможности на применение ИИ во всех сферах деятельности возлагает президент страны, даже целое министерство искусственного интеллекта создал.  На практике же, когда в ходе презентации появился вопрос к министерству юстиции (в частности, готово ли оно создать сервис автоматического доступа к национальному законодательству), оказалось, что представителя минюста среди участников нет.

Хотя приглашались все заинтересованные стороны, и для участия можно было не покидать удобного кресла в кабинете, подключившись онлайн.

Видимо, у чиновников есть дела поважнее, чем защита прав граждан страны в международных структурах. И то правда, мы же не знаем, чем они там в своем министерстве юстиции занимаются…

БОЛЬШЕ оперативных и важных НОВОСТЕЙ в нашем Telegram-канале:
https://t.me/respublikaKZmediaNEWS и https://t.me/RESPUBLIKAexpertKZ

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»

 

В Казахстане почти нет независимой прессы. Власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам, осмеливающимся их критиковать. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.

 

«Республика» никогда не зависела ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем. УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О НАС можно здесь.

 

Поддержать нас можно разными способами — они указаны на этой странице.

Exit mobile version