Жаркие с точки зрения внутриполитической жизни весна и лето переросли в Казахстане в не столь жаркую осень. И если не принимать во внимание активность отдельных протестно настроенных граждан и реакцию на нее силовиков, то во всем остальном республика живет своей обычной жизнью, не заморачиваясь «политикой». Об этом наглядно свидетельствуют события текущей недели.
Мы выбрали для нашего еженедельного политобзора пять событий, весомо подтверждающих наш тезис.
«Своих» надолго не сажают
Главным мы считаем выход на свободу двух печально знаменитых фигурантов «Хоргосского дела»: экс-полковника КНБ РК Талгата Жакаева и бывшего начальника Департамента таможенного контроля по Алматинской области Курманбека Артыкбаева. По сообщению КазТАГ, они и еще двое высокопоставленных сотрудников силовых структур покинули исправительное учреждение ОВ 156/14 в Семее 2 октября.
Поскольку Жакаев и Артыкбаев в апреле 2014 года были приговорены Специализированным межрайонным военным судом города Алматы за участие в ОПГ и «крышевание» контрабандного перемещения товаров из Китая в Казахстан к 17 и 14 годам лишения свободы, очевидно, что казахстанский суд (возможно, самый «управляемый» суд в мире) сделал им снисхождение. На каком основании, нам пока не известно. Однако нет сомнений, что важную роль в этом сыграли или коррупция, или протекция, или то и другое, вместе взятое.
На фоне систематических отказов Акорды освободить экс-президента НАК «Казатомпром» Мухтара Джакишева, приговоренного к лишению свободы на 14 лет, выход на волю Талгата Жакаева и Курманбека Артыкбаева выглядит явным вызовов гражданскому обществу. И доказательством того, что казахстанские власти преследуют Джакишева отнюдь не за инкриминируемые ему преступления, а по совершенно другим основаниям.
Очевидно, что это в очередной раз очернит имидж казахстанских властей, причем уже не только первого президента РК, но и его преемника на посту главы государства в лице Токаева. Впрочем, очень похоже, что власти этим не сильно озабочены.
Нас же освобождение Жакаева и Артыкбаева заинтересовало тем, что оно еще раз подтвердило: Акорда де-факто делит всех на три группы — просто граждан, «своих» и «врагов». Соответственно, отношение к первым, в том числе и в правовом поле, равнодушное, ко вторым — благожелательное, а к третьим — негативное.
Что интересно, деньги (взятки в данном случае) могут корректировать это отношение, но не принципиально. Так что надеяться на то, что если вдруг Мухтар Аблязов заплатит за Мухтара Джакишева якобы нанесенный им государству ущерб, то Джакишева выпустят на свободу, наивно и глупо.
Игра в популизм
Вторая заинтересовавшая нас новость — налаживание премьер-министром РК Аскаром Маминым «обратной связи» с населением. Правительственный пресс-релиз об этом эпохальном событии был широко распространен в интернет-пространстве, но авторы данного опуса и его инициаторы даже не поняли, что де-факто высекли самих себя и заодно свое высокое начальство.
Почему? Да потому что Мамин, оказывается, провел личный прием граждан в общественной приемной партии «Нур Отан» совсем не потому, что хотел встретиться со своими согражданами и узнать их проблемы, как это должен делать госдеятель, осознающий личную ответственность перед народом, а потому, что соответствующую установку ему дал первый президент РК.
Интересно, а если Назарбаев в сердцах вдруг прикажет Мамину пойти и утопиться в Ишиме (благо в реке есть глубокие места), он тоже бросится это делать?
Похоже, политтехнологи Акорды решили успокоить возмущение граждан, затеяв своего рода игру в популизм. Это когда одни чиновники отбирают людей и проблемы, которые те будут озвучивать, причем выбирая именно те темы, по которым можно что-то сделать или решить. Затем другие чиновники заводят просителей на прием к премьер-министру, тот их выслушивает и принимает заранее подготовленные решения, которые в свою очередь озвучиваются пресс-службой, а затем рекламируются провластными медиаресурсами как доказательство того, что власть начала поворачиваться к народу лицом, а не продолжать стоять к нему задом.
Раздача пряников
Третье событие, вызвавшее у нас интерес, это внешнеполитическая активность председателя Мажилиса Нурлана Нигматуллина и главы кабмина Аскара Мамина.
Нурлан Нигматуллин, мало того, что провел 4-ое Совещание спикеров парламентов стран Евразии «Большая Евразия: Диалог. Доверие. Партнерство», так еще и лично информировал сограждан о происходящем в своем личном аккаунте в «Твиттер».
Как всегда в случае межгосударственных мероприятий, инициируемых Казахстаном или проходящих на его территории, не обошлось без славословия в адрес «лидера нации». Правда в данном случае провластным пропагандистам не пришлось сильно напрягаться — Назарбаев действительно первым из руководителей государств региона заявил о необходимости объединения усилий стран ради достижения общих целей, и именно эта инициатива была позднее названа Евразийской идеей.
В свою очередь Аскар Мамин встретился с аккредитованными в республике послами государств — членов Евросоюза. Случилось это в рамках Диалоговой площадки по вопросам дальнейшего развития инвестиционного сотрудничества.
Судя по правительственному пресс-релизу, Акорда весьма и весьма заинтересована в активизации торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия с ЕС, главным образом чтобы увеличить собственный экспорт и привлечь иностранных инвесторов, ну и заодно улучшить имидж в глазах зарубежья.
Послы на встрече демонстрировали позитивный настрой. Другое дело, что в депешах своим правительствам они скорее всего были куда более пессимистичны, чем высказывались на данном совещании. Но это уже не столь важно.
Единственное, что сильно смущает — в списке участников встречи не названы руководители «крупных мировых компаний», посетивших Астану и встретившихся с Аскаром Маминым. Зная практику пресс-служб, можно сделать вывод, что гостями Акорды были менеджеры второго или третьего эшелона, чьим присутствием нет смысла хвастаться. И это значит, что интереса инвесторов к республике не наблюдается.
Кадровая чехарда
Четвертое событие касается двух злободневных вопросов. Во-первых, госСМИ, в чей неэффективности сегодня мало кто уже сомневается. Во-вторых, неразберихи, которая творится сегодня внутри «суперпрезидентской» вертикали власти.
Дело в том, что генеральным директором телеканала «Астана» был назначен Курманбек Жумагали, сменивший на этой позиции Бибигуль Жексенбай. Последняя занимала кресло всего полгода — с апреля по октябрь. И нет сомнений, что главной причиной кадровой чехарды стало решение Бауржана Байбека, наместника Нурсултана Назарбаева в политической партии «Нур Отан», которой подконтролен медиа-холдинг Nur Media.
Мы не будем давать оценок ни старому ни новому менеджменту, отметим только, что ношу они взвалили на себя неподъемную. Донести до казахстанцев нужные властям идеи они, пожалуй, смогут, а вот убедить их поддержать Акорду — точно нет.
Нас могут упрекнуть в слишком уж критическом отношении к власти, но мы хотя бы пытаемся ей помочь, привлекая внимания к явным и неявным косякам. Большая же часть граждан на власть в принципе не обращает внимания, пока дело не касается кого-то лично. Это потребительское отношение к государству, с одной стороны, угнетает, с другой — свидетельствует о том, что привычка жить одним днем, не сильно задумываясь о будущем (весьма полезная для кочевого образа жизни), по-прежнему характерна для населения республики. И это грустный факт.
Голь на выдумки хитра
В подтверждение вышесказанному — пятое событие, свидетельствующее о том, что казахстанцы умеют использовать практически любую возможность «заработать».
По информации в прессе, в Костанайской области была проведена проверка 2439 семей на предмет правомерности получения адресной социальной помощи. По ее итогам выплаты были прекращены 1193 семьям. Еще 116 семьям они были приостановлены, видимо, для дополнительного разбирательства.
Пожалуй, впору начинать гордиться тем, что казахстанцы не просто гибки и свободны от предрассудков в своих действиях, но и способны извлекать пользу из любой ошибки и недоработки госструктур и чиновников.
В этом смысле мы не видим принципиальной разницы между многодетной семьей из Сарыкольского района, которой была назначена ежемесячная помощь в размере почти 89 тысяч тенге и у которой, как выяснилось, в собственности имеется двухэтажный коттедж, продуктовый магазин, легковой автомобиль и сельхозтехника, и семьей первого президента страны Нурсултана Назарбаева. Отличает их только то, что многодетную семью могут схватить за руку, а членов назарбаевского клана — точно нет. Ну и, конечно, разнятся масштабы того, что они перехватывают у государства.
Хотя, согласитесь, если человек из глубинки так сильно похож на «лидера нации», вполне можно говорить о единстве народа. Или нет?