Казахстан завершил уборку урожая, но с непонятными результатами. В этом году традиционные непростые погодные условия омрачились еще и непростыми взаимоотношениями чиновников с цифрами. Настолько непростыми, что теперь сложно понять, сколько вообще в стране собрано зерна и что будет с ценами на хлеб.
Уборочная кампания 2019 года уже несколько недель сотрясает казахстанский агросектор. В первую очередь, с непонятными прогнозами по урожаю. Изначально Минсельхоз ожидал урожай на уровне прошлого года — то есть порядка 20 миллионов тонн. Позднее чиновники осознали, что Костанайская область (один из трех основных зерносеющих регионов страны) традиционные 5 миллионов тонн не соберет — летом из-за аномальной жары значительная часть посевов в регионе сгорела под солнцем. Чиновники начали переоценивать свои прогнозы — сначала до 19, а потом и до 18 миллионов тонн. Вдобавок сама уборка традиционно сопровождалась сильными дождями, что тоже влияло и на сроки, и на качество зерна.
В понедельник на заседании правительства глава аграрного ведомства Сапархан Омаров назвал такие цифры: «По предварительным расчетам, в текущем году урожай зерновых и зернобобовых может составить почти 19 миллионов тонн в бункерном весе, что на 2 миллиона меньше урожая 2018 года».
Надо понимать, что бункерный вес — не окончательный, на элеваторах зерно подвергается сушке и очистке, и на выходе «в чистом весе» его объем уменьшается. Традиционный объем рефакции в Казахстане — до 2 миллионов тонн.
Но если ориентироваться на слова министра, то объем получается другой. На пресс-конференции после заседания правительства он заявил: «По нашим предварительным расчетам баланса зерна, у нас будет 11,5-12 миллионов тонн пшеницы, плюс прошлогодний переходящий остаток где-то 1-1,5 миллиона, поэтому мы к распределению будем иметь около 13 миллионов тонн зерна. Этого нам достаточно для обеспечения внутренней потребности. Внутренняя потребность у нас получается 6 миллионов, 2 миллиона — на семена, остальное — на экспорт».
Через десять минут на этой же пресс-конференции министр обозначил цифру уже в 14 миллионов тонн. А представитель АО «НК «Продкопорация», управляющий директор Нурбек Даурбеков, там же оценил экспортный потенциал зерновых в 8 миллионов: «Ожидаем экспортный потенциал пшеницы порядка 6 миллионов тонн, на ячмене порядка 2 миллиона тонн и другие зерновые культуры около 300 тысяч тонн. Таким образом совокупно где-то 8,3-8,5 миллиона тонн максимум мы прогнозируем будет совокупно экспорт зерновых из Казахстана с урожая именно 2019 года».
Надо сказать, что «терять» определенные объёмы урожая для Казахстана, к сожалению, привычное состояние. К примеру, в 2012 году для сверки данных Минсельхоз использовал космический мониторинг и получил неприятный сюрприз — данные по урожаю «не сошлись» почти на 1,5 миллиона тонн. В частности тогда выяснилось, что три основных зерносеющих региона страны предоставили данные о сборе в объеме 11,2 миллиона тонн зерновых, а космический мониторинг показал 9,8 миллионов тонн. По Северо-Казахстанской области расхождение составляло 525 тысяч, по Акмолинской области — 276 тысяч, по Костанайской — 598 тысяч.
Еще в начале двухтысячных годов директор департамента земледелия Минсельхоза Арман Евниев заявлял, что показатели производства зерна в стране завышаются на 35-40%. Тогдашний министр и одновременно вице-премьер Ахметжан Есимов суммировал: общий объем приписанного зерна в 2002-2003 годах превысил 2 миллиона тонн. О ликвидации этих приписок Минсельхоз ни разу не отчитался.
О каком объеме «воздушного объема» может идти речь сейчас, неизвестно, но в кулуарах аграрные чиновники среднего звена признаются — в этом году объем приписок, вероятнее всего, зашкаливает. Однако доказать это или хотя бы подтвердить «под запись» они отказываются.