Британское отделение организации Transparency International нанесло удар по Острову сокровищ – так сегодня называют Британию расследователи. Исследуя многочисленные случаи финансовых преступлений, которые совершались в самых разных географических точках мира, они пришли к выводу, что в конечном итоге все награбленное свозилось на острова, где расположено Соединенное королевство, известное русскоязычным читателям под своим историческим названием — Великобритания.
Конечно, в отличие от пиратских времен, описанных в одноименном романе Стивенсона, сейчас сундуки с награбленным имуществом в земле никто не прячет. Для этого существует огромная и хорошо развитая инфраструктура.
Она была создана и достигла совершенства в Британии для того, чтобы обеспечить эффективность инвестиционного механизма — того самого, наличие которого отличает экономики рыночного типа от базарных, где рынок ограничивается товарными обменами, а инвестиционным процессом занимается узкая группа людей, близких к политическому правителю.
Но хорошо собранная машина по превращению сбережений в инвестиции за последние десятилетия превратилась в стиральную машину, позволяющую принимать средства для инвестиций от всех желающих, готовых платить. Об этом свидетельствуют итоги расследования Transparency International, собранные в доклад, названный «К вашим услугам» (At Your Service).
Британские агенты
Проанализировав более 400 случаев коррупции и отмывания денег, которые удалось зафиксировать за последние 30 лет в 116 странах мира (на общую сумму более 400 млрд долларов), эксперты Transparency выявили сотни британских агентов, которые участвовали в этих преступлениях.
В их числе замечены крупные международные банки, именитые юридические, аудиторские и консалтинговые агентства, фирмы, предоставляющие услуги по регистрации компаний и подбору номинальных руководителей, и множество других самых разнообразных сервис-провайдеров. В общем, выявилась целая Вселенная добрых услуг, которые могли быть оказаны всем желающим, готовых за эти услуги хорошо платить.
Это пионерская работа, так как вплоть до последнего времени критика коррупции, как системного явления, касалась в основном тех мест, где грязные деньги появлялись на свет. Теперь наступило время для понимания того, что наличие инфраструктуры по приему и отмыванию денег делает возможным само преступление. Так как без этой инфраструктуры любому авторитарному царьку и вождю будет не выгодно накапливать денежные средства — они могут быть (и будут) конфискованы при смене власти.
Именно поэтому, например, в особом стяжательстве не были замечены советские руководители, которые предпочитали «брать натурой» — пользоваться бесплатно государственными благами и услугами, но не становились собственниками.
Учебник отмывания
Результаты исследования Transparency представила в форме доклада, название которого можно перевести как «К вашим услугам». В нем в короткой и доступной форме описаны основные элементы инфраструктуры, созданной в Британии, для приема и отмывания денег. Таким образом, доклад имеет не столько даже обличительный характер, сколько познавательный.
Самым мощным элементом системы по отмыванию являются банки — вполне уважаемые, обладающие непоколебимой репутацией институты. Так, абсолютным лидером списка, составленного британским Transparency, является Citibank, на счета которого поступило около четверти всех проанализированных авторами доклада транзакций. (В таблице ниже — топ 10 банков, участвующих, по мнению Transparency, в отмывании денег).
Деньги на эти счета поступали из разных юрисдикций. Но для стран бывшего СССР самым типичным был перевод со счета какой-нибудь неприметной компании в одном из банков государств Прибалтики. Деньги переводились в качестве оплаты за товары и услуги и поступали на счета фирм законных и вполне респектабельных британских компаний.
Несмотря на вполне очевидный характер подобных транзакций, британские финансовые учреждения оказывались перед выбором — стоит ли проводить системный анализ таких потоков, дабы не оказаться перед вполне очевидным выводом об их характере. Далеко не все проходили такой тест. Исследователи Transparency пришли к выводу, что фактически около 90% подозрительных переводов, поступивших в период с 2003 по 2017 годы, оказались на счетах десятки крупных банков Великобритании.
В деловой практике международных финансовых институтов встречались и более эффектные схемы. Классикой жанра, многократно описанной в российской прессе, стали «зеркальные сделки», которые практиковал Deutsche Bank. Суть операции состояла в одновременном исполнении клиентского заказа на покупку российских «голубых фишек» в Москве с оплатой в рублях и продажей тех же самых акций через филиал Deutsche Bank в Лондоне за фунты стерлингов и доллары. Deutsche Bank попался на этих сделках и поплатился, но, как утверждают эксперты, такая практика была повсеместной.
Создание корпорации в британской юрисдикции — непременный атрибут любого состоявшегося бизнесмена с развивающихся рынков. Реализовать эту мечту могут тысячи специализированных фирм и агентств. За их деятельностью наблюдают в общей сложности 22 (!) британских регулятора. Результат этого количественного подхода — фрагментированный характер анализа. Никто не владеет всей информацией и не может судить о характере бизнеса создаваемой корпорации.
В результате анализа данных в Transparency пришли к выводу, что в Британии за последние десять лет были созданы десятки тысяч всевозможных «пустышек» — компаний, которые не занимались никакой внятным бизнесом. Фактически 17000 юридических структур контролировались лицами, представлявшими партнерства, так или иначе вовлеченные в экономические преступления.
По данным Transparency, 5400 корпораций из числа технических структур продолжают «действовать». Чаще всего они управляются номиналами, назначаемыми регистраторами, и регистрируются по одним и тем же адресам. Так, из 766 компаний, замеченных в 2017 году в коррупции и отмывании денег, половина была зарегистрирована всего лишь по восьми адресам. А около трети из 17000 уже упомянутых «подозрительных» юридических структур разместились всего лишь в десятке юридических адресов (см. таблицу ниже).
В этом нет ничего необычного для представителей стран с так называемыми «развивающимися рынками», где многое можно списать на отсутствие опыта и манипулирование мерами регулирования. Но для родины корпоративного капитализма наличие таких очевидных провалов выглядит подозрительным.
Помимо основных сервис-провайдеров к оказанию услуг состоятельным господам из темных уголков мировой рыночной системы всегда готовы специалисты, готовые организовать им образование, юридическую защиту, создание комфортных условий для жизни, политическое лоббирование интересов на разных уровнях. Другими словами, все, что захочется за ваши деньги.
Криминальная Империя
Система, анализом которой занялись в Transparency, сложилась уже давно и нашла свое отражение в самых разных документальных и художественных формах. Тем не менее, есть ощущение, что всерьез за нее взялись относительно недавно. Не только на уровне госрегулирования, но и общественного контроля.
Судя по всему, после того, как национальные британские элиты осознали, что смехотворные «гости с Востока» становятся неотъемлемым элементом британских экономической, социальной и (как следствие) политической фабрик.
Это произошло спустя два десятка лет после появления книги «Империя», в которой ее авторы Майкл Хардт и Антонио Негри описали наступающий миропорядок, как тот, в котором экономические отношения становятся все менее зависимыми от политического контроля, и что национальное государство приходит в упадок. Тогда на пике апологетики глобализации это предсказание было списано на коммунистические предрассудки.
В то время в числе критиков глобализма доминировали мелкие лавочники и профсоюзы, которые (справедливо) рассматривались как уходящая натура. Но в политическом мэйнстриме была крайне непопулярной идея о том, что в условиях отсутствия эффективной системы международного регулирования, основой для новой международной «Империи» будет ее возможность существования в глобальном пространстве в условиях анархии. Так как при таком раскладе продуктом глобализации становится не прекрасный и дивный мир, а мрачноватое Средневековье, в котором нет ни национальных границ, ни национальных порядков, а все правила определяются правом сильного и богатого.
Другими словами, при всех современных и эффективных атрибутах национальной власти, Великобритании действительно сулит будущее превращения в Остров Сокровищ. Не исключено, что Брексит — всего лишь попытка вырваться из этой парадоксальной ловушки.