Потуги наших властей в привлечении туристов уже давно стали чем-то нарицательным, а над «имиджестроением казахов» не смеялся только тот, кто проспал последние десять лет. То олимпиаду проведем, то ЭКСПО, то Николаса Кейджа в шапан нарядим и сделаем мемом. А туристы особо не спешат что-то.
А тем временем мир изменился. Все эти экспо и олимпиады никому не всрались, собственно, как и Николас Кейдж. В СССР и странах соцблока экскурсии за рубеж проводили в зависимости от того, где и когда проходили какие-то имиджеобразующие грандиозные мероприятия. Туда целенаправленно выезжала делегация во главе с каким-нибудь оперативником КГБ, ходили строем по павильонам и фотографировались также по указке. А в нашем потребительском капитализме люди ищут место, где можно что-то запостить в Инстаграм и нормально пожрать. Мир изменился, а советская методичка осталась.
И вот, глядя на мир в эпоху стартапов, я считаю, что Казахстану для привлечения туристов надо перестать тереть сосками экспо-стекло и внедрить новую визу для фрилансеров и удаленных работников. Вот так и просится такой тип визы, не дающий право работать, но предоставляющий право жить в стране так долго, как хочется.
Казахстан мог бы стать первой в мире страной, внедрившей визу для фрилансеров. И по праву этим можно будет гордиться, потому что это будет адекватной реакцией на изменения, происходящие в мире. Имидж взлетит, а лайки в соцсетях раздуют его еще больше.
Вот я, к примеру, живу во Вьетнаме уже почти пять лет. Мне не нужно море примерно со второго месяца, меня уже не привлекают достопримечательности, я просто хочу, чтобы мне никто не мешал работать. Мне, в принципе, без разницы, где жить. Я бы и на Аляске смог, если бы дешево было. Моя работа вся онлайн, оттуда же и идут деньги. И таких, как я, тут куча. Но! Каждые три месяца мы вынуждены лететь за рубеж, обновлять туристическую визу, въезжать обратно и жить следующие три месяца. Представьте, как было бы удобно, если бы нас избавили от такой необходимости!
Какую ценность мы, как фрилансеры, отдаем Вьетнаму взамен? Банальные бабки. Почти все деньги, заработанные в условных США и Европе, мы тратим в стране. Какой-нибудь Сэм-программист из Британии или блогер-копирайтер Джейн из Канады 90 процентов своей зарплаты тратят внутри страны: на еду, жилье, такси, еще что-то. Часть этих денег возвращается в бюджет Вьетнама в виде налогов всех обслуживающих нас бизнесов.
При этом следует помнить, что такой фрилансер может зарабатывать в десятки раз больше, чем местный коллега. Условный работодатель в США платит 5 тысяч долларов своему дизайнеру из Франции, из которых 4,5 тысячи уйдут в оборот вьетнамской экономики. По-сути, Вьетнам экспортирует услуги француза в США и наращивает иностранную валюту в стране, укрепляя этим нацвалюту.
Во-вторых, кто-то приносит с собой культурные и языковые ценности: ведь замечательно, когда крутой специалист из Запада обменивается знаниями с местным населением. Офигенно, когда музыкант-иностранец выступает в местных заведениях, или программист банально нанимает местных фрилансеров для своих проектов. Это развивает и английский язык населения. Я приехал в Да Нанг почти пять лет назад, и тогда тут по-английски не говорил почти никто. Но как только город стал прибежищем фрилансеров, ситуация изменилась. Сейчас с языком проблем вообще нет. Молодежь поголовно владеет языком.
И единственной проблемой, объединяющей меня и всех этих иностранцев, остаются неадекватные устаревшие визы.
Казахстану нужно стать местом, где смогут жить все эти фрилансеры, диджитал-номады, блогеры и прочие не привязанные к офису люди. Дайте им право жить безвыездно год или два в стране, и люди потекут рекой. Это я вам как человек, пять лет гоняющий на визараны, говорю. У меня прошлый паспорт закончился, потому что я летал в Малайзию раз двадцать.
Я бы даже разрешил этим людям, при наличии соответствующего образования, работать преподавателями английского, программирования, йоги или в чем они там специализируются. Знания — сила. А заработанные деньги они все равно оставят в стране. По-сути, это аренда чужого населения — платежеспособного, квалифицированного и продвинутого. Это не гастарбайтеры, а вполне адекватные реализовавшиеся люди.
Мир уже другой. Только в США около 7 миллионов человек работает удаленно. Столько же в Европе. Туда же идет весь мир. Гуляя по Да Нангу, можно встретить кочевников из Финляндии, Норвегии, Сингапура, Южной Кореи и т.д., живущих тут на регулярной основе. Это огромный рынок с огромной, но решаемой проблемой. Рано или поздно виза для фрилансеров появится в каком-нибудь Таиланде, а мы все дальше будем проводить выставки и тратить на это деньги.
Что нужно фрилансеру: интернет, дешевые цены, относительная безопасность. В Казахстане уже есть все эти вещи, а учитывая, что полиция решает проблемы иностранцев с большим рвением, нежели проблемы местного населения, то вообще кайф. Плюс в Казахстане вкусная разнообразная кухня, очень красивые женщины, нормальная ночная жизнь, адекватная молодежь, так почему бы и нет? Алматы и так уже один из самых дешевых городов мира. А такая новость вообще распиарит нас во всех соцсетях и без лишних трат. Эстония за счет цифрового резидентства стала популярной, а тут целая полноценная виза!
По уровню безопасности мы не на дне мира, как нам иногда может показаться. Во Вьетнаме не безопаснее. Люди едут жить в Южную Америку, а там криминал пострашнее, чем у нас. А на климат никто и смотреть не будет, потому что это важный параметр для временных туристов, а не ищущих хоть какое-то постоянство фрилансеров и удаленных работников.
Может, пора снова стать страной кочевников?
Цифровая эпоха — цифровые кочевники.