Я совершенно не понимаю – а в чем проблема иметь два самых распространенных в стране языка в качестве государственных?
Также я не понимаю требования, высказанного недавно президентом страны: «Знать казахский язык – долг каждого казахстанца. Можно сказать даже – обязанность». Почему?
Уважать – да. Знать – неужто прямо долг? Не слишком ли меня распирает от долгов всем и вся?
Тем не менее все ярче и активнее вбрасывается тема исключить из Конституции РК русский как язык межнационального общения. Мол, тогда заживем…
Русский и российский – это вообще не одно и то же, даже если националисты пытаются представить это так. Я — русская. Я — не россиянка и не собираюсь ей становиться. Почему это мне вдруг надо «в Рашку валить»? Я в Россию не собираюсь, даже если здесь меня окончательно припрет, – это чужая для меня страна, в которой разве что говорят на том же языке, что и я.
Почему язык, на котором говорят в другом государстве, – это моя проблема в родной стране? Я что – должна была себя удушить пуповиной в утробе, чтобы не рождаться в государстве, в котором мой родной язык будет проблемой для меня, для общества, для всей страны?
Почему я вообще должна как-то стыдиться того, что я родилась русской в многонациональном Казахстане? Что мой родной язык, на котором я могу четко и хорошо высказывать свои мысли, – русский? Ведь казахский я – реально — никогда не смогу выучить настолько же хорошо, чтобы владеть им во всей его полноте? И стать звездой казахскоязычной журналистики я не смогу – у меня хотя бы знания языка для этого не хватит, да там и без меня звезд хватает.
Но это все равно – мой долг?
Чтобы – что? Чтобы продемонстрировать свое уважение к истории Казахстана и к казахскому народу?
Так я и без этого уважаю и историю, и народ, и язык. И ментально разделяю боль за все лишения, которые казахский народ потерпел от имперских колонизаторов. И действия советской власти в период двадцатых-тридцатых годов прошлого века я считаю сознательным геноцидом казахского народа ради иллюзорных целей. А действия советской власти в период сороковых-восьмидесятых считаю неверными с точки зрения национального вопроса, но верными с точки зрения экономики (ставшей в итоге основой благополучия сегодняшнего независимого Казахстана). Я уже могу считаться не ватником, или посчитают, что ватник лицемерно пытается мимикрировать под нормальных людей?
Общество, говорят, не будет целым, если все в нем не будут знать казахского языка. А вот как будут знать – так сразу объединится, да?
Расовые, национальные, культурные, ментальные различия вообще не при чем? В языке дело?
Канада вообще разделена на две части: франко- и англоговорящую. И ничего – живут и благоденствуют. При том, что для гражданства этой страны вовсе не обязательно знать именно два государственных языка, можно выбрать – французский и не знать английский, и это не станет препятствием.
Швейцария. Аж пять государственных языков. И можно выбрать и удовольствоваться избранным, не стараясь выучить итальянский при родном немецком. И глава государства почему-то не говорит своим подданым: хрена вы не знаете все государственные языки, вы ж должны…
Для контраста – Бурунди. Страна на последнем месте в мире по уровню ВВП на душу населения. Государственных языка – три (два из них, кстати, – языки бывших колонизаторов, как, впрочем, и в Канаде).
А вот один официальный язык, единое, так сказать, общество – Конго, государственный язык снова колонизаторский, французский. И единение общества там так себе, да и по уровню ВВП – в последних строках мирового рейтинга. Кстати, Мобуту – одиозный диктатор – он оттуда, на волне независимости и «поднять страну с колен» поднялся, прикольный пример.
И снова – один язык – арабский. Катар. Хорошо живут. Потому что нефть, газ, а вовсе не потому, что один язык. Государство с огромным шлейфом исторического прошлого, были и колонизаторы, и независимость, и войны за трон (ах да, там вообще монархия!), но поперло с семидесятых, ну и как бы не из-за языка и единого с ним общества…
Да и в правительственной программе развития языков до 2025 года тоже написано: доля казахстанцев, владеющих русским языком, должна вырасти с оценочных 89% в 2019 году до 91% в 2025 году. В правительстве, значит, понимают ситуацию, а в народе — получается, нет? Вот как можно требовать изъять настолько распространенный язык из всеобщего употребления? Чтобы — наоборот — размежевать, разъединить общество?
А вывод-то? Вывод какой?
А простой вывод.
Ничего вообще не мешает сделать в Казахстане два государственных языка: казахский и русский. Два языка, на котором преимущественно говорят в стране. Потому что проблема с количеством и применением языков в государстве – только в мозгах.
Но зато я прекрасно понимаю, что будет, если убрать русский язык из Конституции. Вся документация, все законы, все правила и условия будут публиковаться и применяться исключительно на единственном государственном языке. И меня, как и всех русскоязычных казахстанцев, — выключат из общества. Потому что я на русском-то языке, хорошо им владея, не могу порой разобраться, что там в законах понаписано. А выучить казахский язык для понимания точности формулировок законов собственной страны я просто не смогу никогда.
И еще одно. Уважают не тех, кто силой пытается добиться уважения. Тех – просто боятся, но не уважают никак.