Сейчас, когда мы находимся в середине пандемии, можно взглянуть назад на решение о строительстве мобильных больниц, безотносительно скандала об украденных миллиардах (не будем забывать о презумпции невиновности). Давайте обсудим, насколько целесообразным было само решение?
Грандиозная стройка в Ухане поразила наших чиновников в самое сердце, и они решили повторить этот нечеловеческий подвиг. Подрядчик даже нанял видеографа, чтобы получить такую же эпическую съёмку, но именно фото и видеофиксация показали разницу строительного и технологического подхода, и это я молчу об эстетике — не до жиру.
Только будем иметь ввиду — население Уханя 12 миллионов, они были первыми в пандемийной цепочке, не имея всех данных и принимая решения на ходу.
Возможно, у них и не было необходимости в строительстве, но, учитывая неизвестность, количество и прирост населения, в хозяйстве все равно пригодится. В любом случае Ухань дал другим странам время мобилизоваться, и они хоть немного успели просчитать риски и увеличение нагрузок.
И что сделали в большинстве развитых стран? В Лондоне, Нью-Йорке и в других больших мегаполисах никто не строил новых клиник, хотя население каждого из этих городов равно населению всей нашей страны вместе взятой. Просто взяли и экстренно переоборудовали стадионы, спортивные комплексы и другие подходящие сооружения.
И только Россия, Казахстан и им подобные решили строить мобильные госпитали.
В чем разница подходов?
Развитые страны с прозрачной финансовой системой считают деньги, а управленцы понимают ответственность за налоги граждан. Именно поэтому мобильные госпитали были признаны избыточным шагом, ведь к ним нужно было привести дорогие коммуникации, затратить человеко-часы, ресурсы и материалы, которые потом ещё нужно куда-то девать. А главное, скопление рабочей силы само по себе способствует пандемии. Поэтому в больших городах отказались от этой идеи и потратили деньги более рационально.
Сейчас нам жизненно необходимо без криков, вдумчиво проанализировать медицинскую систему в Алматы и в целом по стране. Не для того, чтобы искать виноватых, а для предотвращения таких проблем в будущем.
Например, главная опасность для нашего города — разрушительное землетрясение. Вся стратегия развития и реконструкции города должна учитывать эту опасность. Ведь случись землетрясение завтра, наши больницы не готовы принять и предоставить помощь горожанам.
В Алматы за 30 лет не построено ни одного нового государственного госпиталя. До сих пор у нас нет больницы, отвечающей всем современным медицинским и технологическим требованиям для двухмиллионного города. Оборудованной новейшими операционными, исследовательскими и экспресс-лабораториями, с оптимизированной внутрибольничной структурой и логистикой передвижения пациентов. С парком новейших реамобилей и парочкой вертолетов вкупе с вертолетной площадкой на крыше. Построенной на подвижном фундаменте — с учетом 10-бальных землетрясений. С многоступенчатой системой безопасности на случай заражений, пожаров, терроризма, техногенных аварий. Уже не говоря об автоматических кроватях и санузлах в палатах.
Да, такая больница будет стоить дорого, но разве жизни людей не дороже? И если мы, наконец, начнём правильно расставлять приоритеты, то госпиталь явно важнее смены бордюров, укладки брусчатки и строительства временных больничных сооружений.
Какой можно сделать вывод из всего этого? Н
Наперво, необходимо признать — строительство мобильных больниц было стратегической ошибкой для страны.
Второе, пересмотреть стратегию развития города, а желательно и всей страны.
Пока не поздно.