Американская компания SpaceX, которой управляет Илон Маск, в 2022 году намерена начать освоение Марса. Республика Казахстан, управляемая Елбасы, президентом, премьер-министром, кучей министров, депутатов и акимов разного уровня, все никак не может обеспечить каждого казахстанца чистой питьевой водой. XXI век – век контрастов.

На днях по одному из республиканских телеканалов в итоговом выпуске новостей вышел сюжет о том, что в село Ангал Акмолинской области, где проживают 600 человек, провели водопровод. Проект реализовали в рамках госпрограммы регионального развития и обошелся он бюджету в 446,5 млн тенге. Воду подвели к медпункту, мечети и к школе. К домам жители подводят трубы своими силами. Что ж, за жителей села Ангал можно порадоваться.

Однако в тот же день в Facebook появился крик о помощи жителей другого села той же Акмолинской области – Нуресиль, расположенного близ столицы. Там сельчане о водопроводе только мечтают.

«Мы, жители села Нуресиль, расположенного в 20 километрах от города, вынуждены бить в барабаны и просить помощи у своих сограждан. В нашем селе отсутствует водоснабжение, и мы вынуждены покупать воду каждый день. Во многих домах живут пожилые люди, которым очень трудно ходить за водой. Наша страна проводила Экспо, стремится попасть в топ тридцать развитых стран, о чем может быть речь, когда в 20 километрах от столицы люди вынуждены каждый день сталкиваться с проблемой отсутствия питьевой воды. Куда смотрят областные акиматы, или, как в фильме Нуртаса Адамбаева «Аким», все уходит в карманы наших чиновников? Мы, жители села, хотим, чтобы нас и нашу проблему заметили и помогли решить. Если мы живем не в столице, мы что не люди?!», — пишут сельчане.

И таких сел, как Нуресиль, не обеспеченных центральным водопроводом, в Казахстане, если верить данным государственной программы жилищно-коммунального развития «Нұрлы жер» на 2020-2025 годы, 2607. В них проживают порядка 1,2 миллиона человек.

Между тем, за годы независимости в Казахстане были планомерно реализованы несколько программ, посвященных решению водной проблемы во всех населенных пунктах, а не только в городах, в них закладывались миллиарды тенге, министры с акимами бодро рапортовали о строительстве водоводов.

А казахстанцы… продолжали таскать воду флягами и ведрами из колодцев да колонок. А то и вовсе «из открытых водоемов», проще говоря – из рек. Вот только выполняющих желание щук им, подобно сказочному Емеле, не попадалось. А желания были, и самое сильное, наверняка, чтобы наконец водопровод в их доме появился не только на бумаге, но и в реальности.

Мы проследили, как чиновники раздавали и выполняли свои обещания о доведении чистой воды до каждого дома.

Первые обещания чиновников относятся к нулевым годам, когда в Казахстане реализовывалась отраслевая программа «Питьевая вода» на 2002-2010 годы с общими затратами на 2006-2010 годы 253 млрд 933 млн  тенге (данных по 2002-2005 году в паспорте программы почему-то не значится).

В программе говорится, что в 1999 году, при населении Казахстана в 14,96 млн человек (8,38 млн — в городах и поселках, 6,58 млн — в сельских населенных пунктах), доступ к централизованному водоснабжению имели 6,7 млн  человек в городах и 3,5 млн  человек на селе (в общем, 68%). Остальные довольствовались водой из колодцев, скважин, открытых водоемов, а также привозной. В случае успешной реализации программы было обещано повысить количество казахстанцев, обеспеченных водой непосредственно в домах, до 80%.

Однако была ли реализована эта программа в полной мере? Увы, данных в открытых источниках мы не нашли. Как у нас водится, оператор программы (Минсельхоз) не отчитался, правительство не настояло, на дело ли ушли многомиллиардные средства, никто не поинтересовался.

Почему у нас возникают подобные сомнения?

В 2010 году на свет явилась новая программа по обеспечению казахстанцев питьевой водой» — «Ақ бұлақ», рассчитанная на следующее десятилетие, 2011-2020 годы, с  финансированием –  1 трлн  273 млрд 859 млн тенге.

В ней говорится, что «при реализации программы «Питьевая вода» на 2002 — 2010 годы допущены факты неэффективного использования бюджетных средств, некачественного строительства и реконструкции водоводов, нарушения сроков выполнения ремонтно-строительных работ и не обеспечения качества питьевой воды». И цифры: обеспеченность питьевой водой горожан на середину 2010 года 72%, сельчан – порядка 60%. А обещали 80%.

Более того, в развитых странах, к коим мы хотим примкнуть в рамках 30 конкурентоспособных государств, эта цифра – 95%.

Из выше приведенных цифр и фактов следует, что программа себя не оправдала. И что? Кто-то покаялся, посыпал себе голову пеплом и с позором ушел в отставку? Куда там. Президент, как водится, погрозил пальцем, произвел перестановки, в результате чего все остались при своих. В том числе и казахстанцы – без воды. Жили же как-то, поживут еще, могут восхититься, что траты на их нужды составят более триллиона тенге.

Новая программа обещала обеспечить к 2020 году доступ к централизованному водоснабжению в сельской местности 80% от общего количества (опять 80), в городах — 100%. Ну а что? Не сделали к 2010-му, так сделаем к 2020-му.

К тому же Нурсултан Назарбаев заявил, что «в среднем по республике уровень доступа к питьевой воде должен составить к 2020 году 98%». И кому же еще верить, как не президенту-то!

Однако, как показывает практика, и эти цифрам не суждено было сбыться.

По последним данным, обнародованным Комитетом по делам строительства и ЖКХ министерства индустрии и инфраструктурного развития РК в январе текущего года, доступ к питьевой воде по стране имеют 17,5 млн человек. Это 93%. Учитывая, что численность населения страны на 1 января 2021 году составила 18 млн  877 тыс человек, более 1,3 млн человек продолжают черпать воду откуда придется.

Нынче казахстанцев обеспечивают водой уже в рамках государственной программы жилищно-коммунального развития «Нұрлы жер» на 2020 — 2025 годы. Причем чиновники продолжают брать «отсрочки» исполнения своих обещаний о 100%. В июне 2019 года Роман Скляр, тогда занимавший пост министра индустрии и инфраструктурного развития, говорил о том, что стопроцентный показатель будет достигнут в 2023 году.

А в октябре 2020 года уже премьер-министр РК Аскар Мамин заявил, что все население Казахстана обеспечат питьевой водой к 2025 году.

Окончательная ли это дата?

КСТАТИ

Сюжет о водопроводе в селе Ангал, с которого начат этот материал, вышел по телевидению наверняка в рамках госинформзаказа. Напомним, что Министерство информации и общественного развития РК заложило на размещение государственного информационного заказа в отечественных СМИ на 2020-2022 годы более 155 миллиардов тенге. Учитывая стоимость водопровода в Ангале, на эти деньги можно соорудить такие еще в 347 селах. Но у нас предпочитают не строить, а говорить.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.