Туркестанская область Казахстана продолжает удивлять масштабами бюджетных вливаний. С 2018 по 2020 годы правительство выделило региону трансфертов на 2 триллиона тенге и до 2025 года обещает выделить еще 3,6 триллиона тенге. Юг страны буквально заливают потоками денег. Но при этом он продолжает оставаться депрессивным, и его жителей в рамках госпрограммы тысячами переселяют на север, который из бюджета почти ничего не получает. Спрашивается, в чем тут логика и есть ли она вообще?
Во вторник 1 июня на традиционном заседании кабинета министров был представлен комплексный план развития Туркестанской области до 2025 года. В его рамках планируется реализовать в регионе десятки инвестпроектов, построить 5 млн квадратных метров жилья, 130 новых школ, 10 больниц и множество других социальных объектов.
Сообщается, что будут реализованы проекты по развитию транспортной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры. Планируется строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали, которая соединит города Туркестан, Шымкент и Ташкент, и новых железнодорожного и автовокзала в самом Туркестане.
«Указанные меры в совокупности позволят повысить в регионе объем промышленности на 35%, производительность труда — на 52%. Поток туристов увеличится в год с 1,2 млн до 2,5 млн человек. Будет создано не менее 40 тыс. новых рабочих мест. Всего за 5 лет реализации Комплексного плана будут исполнены 142 мероприятия на 3,6 трлн тенге. Экономика Туркестанской области за 5 лет вырастет в 1,5 раза», — сказал на заседании кабмина его глава Аскар Мамин.
Гигантские вливания в Туркестан и область начались несколько лет назад. Этот небольшой город с населением всего в 165 тысяч человек летом 2018 года стал новым административным центром Южно-Казахстанской области (она стала называться Туркестанской) взамен Шымкента, который получил статус города республиканского значения наряду с Алматы и Нур-Султаном. С тех пор на развитие и благоустройство Туркестана стали выделять огромные средства, что у многих вызывает недоумение.
Если верить официальным данным, бюджет Туркестанской области за последние три года (с 2018 по 2020) составил без малого 2 трлн тенге. Если быть совсем точным, то 1,962 трлн тенге. Из них трансферты из республиканского бюджета составили 1,8 трлн.
Самый густонаселенный регион страны с населением в 2 миллиона человек сам зарабатывает всего лишь 25-30 млрд тенге (через налоги, продажу госсобственности) в год, и поэтому практически полностью находится на содержании у республики.
И, кстати, бывшая столица региона – город Шымкент – также прочно сидит на трансфертах. С 2018 по 2020 годы его совокупный бюджет составил 685 с лишним млрд тенге, из которых 379 млрд поступило прямиком из республиканского бюджета.
Для сравнения: за этот же период расходы другой густонаселенной области – Алматинской (в ней проживает даже чуть больше жителей – 2,1 млн) — составили 1,3 трлн тенге, что на треть меньше.
Павлодарская же область на этом фоне со своим совокупным бюджетом в 563 млрд тенге (с 2018 по 2020 годы) выглядит вообще бедной родственницей, несмотря на то, что по своему промышленному потенциалу в разы превосходит и Туркестанскую, и Алматинскую области вместе взятые.
И подобное неравномерное распределение национальных богатств, по мнению руководства страны, является разумным и справедливым.
Итого в целом на прежнюю Южно-Казахстанскую область двумя заходами (через Шымкентский городской и Туркестанский областной бюджеты) из республики закачали за последние 3 года трансфертов на колоссальную сумму — 2 трлн 160 млрд тенге.
И дальше этот щедрый финансовый поток будет только расти. В проекте республиканского бюджета на 2021 годы предусмотрено выделение трансфертов Туркестанской области в размере 391,668 млрд тенге и городу Шымкенту — 138,334 млрд тенге.
Но это еще не все! Правительство в рамках Комплексного плана развития намерено выделить Туркестанской области до 2025 года 3,6 трлн (!) тенге. То есть ежегодно по 720 млрд тенге. Как говорится, живите и ни в чем себе не отказывайте. И все потому, что Туркестан нынче — духовная столица.
К сожалению, Павлодарская область в духовном плане не столь значима для правительства – ей в текущем году достанется республиканских трансфертов меньше всех прочих регионов — всего 54,9 млрд.
Кстати, разница между регионами особенно заметна в фоторепортажах рабочих поездок Аскара Мамина в Туркестан и Павлодар. Чуть выше мы дали фотки из Туркестана (красиво?), а ниже — фотоотчет о поездке в Павлодарскую область. Чувствуете разницу?
А теперь самое поразительное. В стране вот уже несколько лет действует госпрограмма продуктивной занятости, в рамках которой правительство занимается переселением граждан из т.н. трудоизбыточных регионов юга в северные области, включая Павлодарскую.
Переселяют тысячи семей, в первую очередь, из Туркестанской области, по утвержденным правительством квотам. Переселенцам оплачивают переезд, на новом месте выделяют земли, выдают подъемные средства, покупают жилье.
Согласитесь, но это очень странно, что при таких колоссальных вливаниях южные регионы продолжают оставаться депрессивными и бедными. Хочется спросить министров из правительства: ребята, вы там ничего не перепутали?
Если мы все правильно понимаем, и те триллионы тенге трансфертов из республиканского бюджета в самом деле идут на социально-экономическое развитие Туркестанской области и Шымкента, то, по идее, надо не южан переселять на север, а наоборот – жителей северных регионов перевозить на юг.
Но поскольку этого до сих пор не происходит (и вряд ли произойдет), то боюсь, что за разговорами о духовной столице и сохранении исторического наследия кроются весьма приземленные желания – побольше денег освоить и распилить.