Цены на картофель в последние несколько недель стали одной из самых обсуждаемых тем в казахстанском сегменте социальных сетей. Люди с удивлением обнаружили, что килограмм картошки, которую якобы в Казахстане производят в достаточном количестве для внутреннего потребления, уже стоит от 400 до 500 тенге за килограмм. При этом на прилавках преимущественно импортный продукт: из Ирана, Египта, Пакистана, Кыргызстана.
Интересно, что в главном аграрном ведомстве страны — Министерстве сельского хозяйства Казахстана — тревожной ситуации не видят.
Глава Минсельхоза Сапархан Омаров, выступая на брифинге, совершенно спокойно выслушал замечания журналистов о том, что все овощные прилавки страны это демонстрация импортной продукции, и ответил им так:
«Я не считаю, что на сегодняшний день существует какая-то угроза продовольственной безопасности Казахстана по той причине, что сегодня на наших прилавках частично продается продукция других государств. По картофелю я бы хотел сказать, что потребление картофеля в Казахстане составляет 3 миллиона 693 тысячи тонн. Мы производим 4 миллиона тонн. Обеспеченность по картофелю составляет 108,5%.
По томатам потребление составляет 962 тысячи тонн, а мы производим 933 тысячи тонн, обеспеченность составляет 96,9%. Такая же ситуация по всем позициям, которые вы на сегодняшний день назвали. По всей этой продукции у нас обеспеченность составляет более 80%.
Согласно данным ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), если страна себя обеспечивает какой-либо продукцией на 80%, считается, что эта страна обеспечивает себя полностью своим производством».
Проблемными, по мнению министра, являются сегодня шесть видов продукции: рыба, яблоки, колбасные изделия, мясо птицы, сыры, творог и сахар, обеспеченность по которым собственным производством составляет 50-60%.
Для того, чтобы развить производство именно этих продуктов, Минсельхозом разработан комплексный план, согласно которому по пяти позициям страна будет обеспечена на 100% к 2024 году, а по сахару — на 80%.
«Почему сейчас на рынках у нас продается иностранная продукция – просто сейчас сезонная ситуация. Наша казахстанская картошка сейчас поспевает. Ежегодно так делается – из Узбекистана завозится. Когда в Узбекистане нет картошки в межсезонье, наша картошка туда экспортируется, а когда у нас наступает время межсезонья, узбекистанская картошка поступает к нам. У нас сейчас на подходе своя картошка, уже молодая картошка через определенное время появится», — объяснил Омаров.
Исходя из этих рассуждений, складывалось впечатление, что для министра цена в 430 тенге за килограмм картофеля — абсолютно нормальное явление. Разумеется, у него тут же спросили, действительно ли он считает такую цену адекватной. На это министр вновь ответил «издалека»:
«На сегодня в стране картофеля хватает, производства картофеля достаточно. И перепроизводство может быть завтра, и опять же повлиять на то, что сельхозтоваропроизводители не смогут продать картофель по себестоимости даже. Такое бывало в прошлые годы. Поэтому больше, чем положено, производить я бы не посоветовал.
Если по цене говорить, на сегодняшних день наши сельхозтоваропроизводители прямо со своих складов отпускают по цене 200 тенге, остальные 200 тенге – это уже надбавки посредников либо тех же супермаркетов. Для исправления такой ситуации, сейчас Министерством торговли и интеграции проводится программа по строительству ОРЦ и товарораспределительных центров. Я думаю, что это нам поможет решить как раз вопрос посредников».
Пожалуй, не лишне напомнить, что призванные решить пресловутую «проблему посредников» оптово-распределительные центры обсуждаются в Казахстане примерно с 2010 года. Принимались решения о создании т.н. продовольственных поясов вокруг крупных городов, в развитие предприятий вкладывались средства. О последнем плане было объявлено в 2020 пандемичном году — в стране к 2022 году будет создана Национальная товаропроводящая система, включающая 24 ОРЦ. Общая стоимость этой системы составляет 237,5 млрд тенге.
Система, как объяснял на заседании правительства в апреле 2020 года министр торговли Бахыт Султанов, будет состоять из единого комплекса оптово-распределительных центров, создаст отдельный экономический кластер, который приблизит производителя к потребителю, а также «вольется» в торговую инфраструктуру республики, образуя единый механизм. Ядром системы станут оптово-распределительные центры, классифицированные по функционалу торговли и распределения. Оптово-распределительные центры будут предлагать специализированные услуги, начиная от хранения и переработки до распределения и сбыта продукции.
Реализовывать проект предполагалось в три этапа. На первом этапе — строительство 5 оптово-распределительных центров, ориентированных на хранение сельскохозяйственных товаров, в Павлодарской, Алматинской и Туркестанской областях общей мощностью 600 тысяч тонн. Причем использовать для этого предполагалось бюджетные средства. Два последующих этапа планировалось уже с использованием механизма государственно-частного партнерства. Осенью 2020 года сообщалось, что на строительство 7 ОРЦ поступила заявка от консорциума частных инвесторов.
Узнайте больше об идее ОРЦ, прочитав, статью "По поводу частных инвестиций в ОРЦ".
От этих планов в правительстве по прежнему не отказываются. Однако в Минторговли явно недовольны подходами Минсельхоза к «картофельной проблеме». На заседании правительства в четверг, 10 июня, Бахыт Султанов заметил, что хотя по данным аграрного ведомства, отечественное производство более чем на 108% обеспечивает внутреннее потребление, но объем товарного производства картофеля составляет всего 1,9 млн тонн, или 47% от валового сбора. Остальной объем в товарном обороте практически не участвует, так как производится в личных подсобных хозяйствах населения.
В прошлом году экспорт составил рекордное значение в размере 360 тысяч тонн, в связи с чем Султанов констатировал:
«Таким образом, доля экспорта картофеля составляет 19% от объема его товарного производства, что приводит дефициту на полках наших магазинов. Соответственно дефицит приводит к необходимости импорта картофеля в межсезонье. Эта ситуация повторяется из года в год, но ни Министерством сельского хозяйства, ни местными исполнительными органами не принимаются адекватные меры по устранению данной проблемы. Только путем введения в прошлом году запрета на экспорт картофеля удалось стабилизировать цены.
Также высокий экспорт (69 тысяч тонн) в текущем году по низкой цене привел к сокращению запасов отечественной продукции в 3 раза с начала года (с 903 тысяч тонн до 330 тысяч тонн). Для восполнения образовавшегося дисбаланса за этот же период было закуплено 28 тысяч тонн дорогого импортного картофеля из Ирана и Пакистана по цене в три раза дороже отечественного картофеля.
В целом за 4 месяца импорт картофеля по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос в 67 раз, а импортная цена с начала года выросла на 47%».
Еще более сложная ситуация, по его данным, сложилась сегодня по моркови.
На текущий момент запасы отечественной продукции снизились в 5,3 раза по сравнению с началом года (с 211 тысяч тонн до 40 тысяч тонн). Недостаток производства моркови в Казахстане наблюдается ежегодно — в 5-6% от потребности. Основной дефицит приходится на период с апреля по июль, и он покрывается за счет дорогого импорта из Узбекистана. При этом в самом Узбекистане цена на морковь с начала года выросла более чем на 55%.
Министр торговли также подчеркнул, что акиматы «не смогли удержать свой картофель на внутреннем рынке для обеспечения населения, хотя имеют все необходимые рычаги». Так, субсидируя производителей, они не выставили для них встречные обязательства (по поставкам продукции), а в региональные стабфонды не был закуплен картофель в достаточном объеме, и не в полной мере использованы такие рыночные механизмы как форвардный закуп и «оборотная схема».
«В стабфондах регионов на текущий момент запасы картофеля практически отсутствуют. (…) По моркови регионы также не сформировали достаточные объемы запасов – в стабфондах хранится всего 258 тонн», — заявил Султанов.
В итоге он обратился к главе правительства:
«Уважаемый Аскар Узакпаевич, считаем необходимым в кратчайшие сроки Министерству сельского хозяйства совместно с Министерством торговли и интеграции разработать прогнозные балансы производства и потребления продовольственных товаров. Что позволит своевременно выявлять риски роста цен и своевременно вводить превентивные меры по стабилизации цен».
Ну а пока Минсельхоз будет считать баланс, а Минторговли — искать партнеров для строительства ОРЦ, казахстанцам, видимо, по прежнему придется покупать импортные овощи. И вполне возможно, что картофель в ближайшее время перейдет в число недоступных для граждан продуктов питания.