Казахстанское содержание и уровень локализации в системе государственного управления достигли исторического минимума. В основном, за счет Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности.
Сегодня то, как профильный министр откровенно и лихорадочно сдает казахстанские позиции в сфере IT Сберу, egov и телефонные коды России вызывало бурю негодования в казахстанском обществе и серьезно пошатнуло авторитет всего Правительства Казахстана
У Багдата Мусина все дороги ведут в СБер.
Провести аудит eGov? Только Сбер (BiZone)!
Купить платформу? Только у Сбера!
Работать в парадигме Govtech и Data Driven Gov? Только со Сбером!
Передать государственные сотни миллионов долларов? Только Сберу!
Подарить сотовые префиксы +77? Ну конечно, России! Безвозмездно (?) – это же подарок.
Поездки Багдата Мусина в Россию за госчет? Проверьте, уверен, посещение Сбера входит в обязательную программу.
В общем, куда ни ткни цифрой — везде Сбер. Может, МЦРИАП уже пора переименовать в Цифровое представительство Сбера в РК?
В общем, это очень серьезная проблема. Потому, что министр без государственного мышления, патриотизма и гражданской ответственности – это, как говорится, «и врагов не надо». Я уже не говорю об ИНЫХ мотивациях и соображениях министра.
Если замминистра здравоохранения Олжас Абишев выводил 17 миллионов долларов в Хорватию за «медицинскую платформу», скажем так, достаточно осторожно и «скромненько», то сейчас выводят несколько сот миллионов долларов уже, что называется, «внаглую».
Открытый код
Насчет открытого кода. Помните, как Мусин сказал: «Мы в меморандуме черным по белому прописали одну вещь, что нам нужны открытые исходные коды»? (ru.sputnik.kz)
Но в самом Меморандуме ничего подобного «черным по белому» нет! Там речь идет только об аудите (Security Code Reviews), а не об открытом коде (Open Source). Это абсолютно разные вещи.
Поэтому текст Меморандума и не печатали долго. Чтобы подольше скрыть откровенный обман министра?
Остается добавить, что эстонская система X-Road — это платформа с открытым кодом. Это к тому что некий уважаемый казахстанский министр уверял всех что только российский Сбер продаст систему с открытым кодом (хотя и это неправда).
Поэтому детский вопрос: какой смысл обманывать всех с открытым кодом у Сбера (если речь идет только об аудите), если у Эстонии которая на порядок выше по уровню GovTech, код вообще открытый. И не нужно просить ни о каких аудитах.
Что тут ответить Мусину? Да нечего ответить…
Требования КНБ РК
А теперь самый главный и очень детский вопрос: если аудит платформы Сбера будет только проведен В БУДУЩЕМ (согласно Меморандуму), то каким образом эта платформа может отвечать требованиям КНБ уже в НАСТОЯЩЕМ?
Проще говоря, как платформа может соответствовать требованиям КНБ уже СЕГОДНЯ, если аудит (SCR и Code Audit) будет проведен только ЗАВТРА? Классный вопрос….
Кстати, Министерство цифрового развития России так прямо и заявило: «Технологии Сбер не применимы «в лоб» государственной цифровизации». Это из презентации Сбера по состоянию на апрель этого, 2021, года!
Мусин вообще понимает, что это означает? Или ему что «в лоб», что «по лбу»?
Еще один детский вопрос: как платформа Сбера Platform V может отвечать требованиям КНБ, если она (еще) не применима к GovTech? Как???
Вообще вопрос о безопасности платформы Сбер – это просто детский сад в исполнении министра. Как-то Мусин заявил: «Нам гарантируют суверенность наших данных и что никто никогда в жизни из российских специалистов несанкционированно туда доступа иметь не будет».
Вы вообще понимаете, о чем этот детский лепет?
О том, что вся наша цифровая суверенность будет держаться на честном слове Сбера! А что такое «честное слово» у Сбера – это весь мир уже знает.
Типа:
— «Отвечаешь?»
— «Отвечаю! Фраером буду – гарантирую вашу суверенность и ни в жисть туда не полезу».
— «А, ну тогда базар жоқ».
И еще один детский вопрос: какой смысл проводить аудит кода, если платформа Сбера на принципах GovTech (GV) и Data Driven Gov (DDG) пока еще только в разработке до мая 2022 года?
Смысл???
В общем, у меня просто слов нет… Какой—то цифровой «Корабль дураков».
В таких случаях обычно говорят «шито белыми нитками»…
Платформа СБЕРА это не ПРОДУКТ, это СТАРТАП
В газете Коммерсант от апреля прошлого, 2020 года, написано «Сбербанк вместе с правительством планирует создать цифровую платформу для взаимодействия граждан и бизнеса с государством под названием «Гостех».
Заметьте – только ПЛАНИРУЕТ!
Тот факт, что у Сбера пока еще нет платформы, работающей на принципах GovTech и Data Driven Gov никто и не скрывает.
Это следует из постановления Минкомсвязи РФ (цитата) «об ЭКСПЕРИМЕНТЕ по созданию этой платформы» от 10 июня 2020 года. То есть, всего год назад. Это эксперимент по созданию цифровой платформы «Гостех» в России проходит с 1 ноября 2020 года по 31 мая 2022 года.
То есть, платформа Сбера это только ЭКСПЕРИМЕНТ! И она ни дня не проработала в рамках парадигмы Govtech и, тем более, Data Driven Gov.
И в этом ЭКСПЕРИМЕНТЕ Багдат Мусин тут как тут: махну не глядя за 500 млн долларов!
Вам смешно? Мне нет….
Как мог оказаться на посту министра человек, у которого нет обычного здравого смысла и элементарных основ финансового анализа, чтобы сразу оценить абсурдность этой суммы? А если есть, значит в этой сумме лежат иные соображения. Или он сам оценивал? Интересно из каких соображений?
То есть, самое главное: МЫ НЕ ПОКУПАЕМ ПЛАТФОРМУ СБЕРА, МЫ ОПЛАЧИВАЕМ СБЕРУ ЕЕ СОЗДАНИЕ!
Проще говоря, мы платим Сберу, чтобы он свою платформу e-finance доработал до уровня «Гостех» — GT-DDG-платформы до 31 мая 2022 года. Причем за совершенно фантастические суммы.
Итак, ВЫВОД: полностью готовой, тестированной, лицензированной и сертифицированной платформы на принципах GovTech и Data Driven Gov у Сбера еще нет. Она только разрабатывается как стартап на этапе экспериментальной модели (промышленный прототип). Но словно на атракционе неслыханной щедрости Багдат Мусин хочет купить ее под видом завершенного и готового программного продукта за полмиллиарда долларов.
При том, что в России этот эксперимент до 31 мая 2022 года стоит 12 млн долларов (900 млн рублей), а в Казахстане … 500 млн долларов.
Вы когда-нибудь где-нибудь подобное слышали?
Кстати, GovTech-платформа X-Road Эстонии, которая заняла 2-е (!) место в мире, стоит «от 250 000 до 500 000 долларов США», чтобы ее построить.
Повторяю: «от 250 000 до 500 000 долларов»! То есть не выше полмиллиона долларов. Это затраты на создание.
Фанат СБЕРА…
Идем дальше
Помните как в мае этого года, уважаемый сбер-министр Багдат Мусин активно рекламировал частные компании (Арбуз) на своем профиле в ФБ№ будучи государственным служащим? Об этом еще писал КазТАГ, ссылаясь на мой пост.
Помните, как весной в апреле Багдат Мусин еще тогда «топил» за Сбер, когда хотел 4,8 млрд тенге впихнуть компании BiZone за аудит Egov и провести Соглашение со Сбер? См. мой пост «ПОЛЕ ЧУДЕС В СТРАНЕ ДУРАКОВ» и пост «В РАМКАХ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОРРУПЦИИ?» от 27 апреля.
То есть, еще в апреле Багдат Мусин пытался «сдать» наш eGov Cберу «с потрохами». Через так называемый «аудит». То есть сберовские бизоны получали полный доступ к системе Egov через аудит.
Это просто супер! Бесплатно получить казахстанский eGov, да еще и 4,8 млрд тенге впридачу.
Напомню, что директором типа казахстанской компании «BiZone Kazakhstan Ltd.» является некий С.А.Маслихин, который также является и аффилированным лицом дочернего банка ПАО «Сбербанк»!
Тогда это не прокатило (или тайком прокатило?) и «дилер» на посту министра не смог отстоять интересы Бизонов и Сбера в соседнем Казахстане.
Та же «казахстанская» компания BTS Digital ходит в фаворитах и часто мелькает вокруг Мусина и государственного пирога. Мусин активно ее продвигает, рекламирует и заключает с ней всякие Соглашения. И вообще просто запихивает в межгосударственные меморандумы. Сколько раз при этом нарушались Законы о госзакупках, коррупции, госслужбе и так далее – это могут подсчитать только следователи и прокуроры.
Оправдывая Меморандум, Багдат Мусин жалуется на «зоопарк». А кто этот зоопарк устроил? Случайно не тот самый Мусин, который в бытность председатель правления АО «Национальные информационные технологии» и председатель Комитета по контролю автоматизации государственных услуг и координации деятельности ЦОН Министерства связи и информации. Не то ли это Мусин, который вместе с бывшим министром Аскаром Жумагалиевым, рулил «Цифровым Казахстаном»?
А теперь за все это придется расплачиваться государству за космические, раздутые и ничем не обоснованные деньги?
Насколько мне известно именно эстонцы первыми начали делать казахстанский eGov, причем по мотивам своей системы электронного правительства. Скажем, если иностранные и казахстанские программисты сделали eGov без Сбера, который занял 2-е место в мире, то почему эти же иностранные и казахстанские специалисты не могут сделать базисную платформу под нее также без Сбера?
Что за 15 лет нельзя было создать такую платформу? С чего эта «проблема» возникла именно сейчас, как «пасхальный кролик»? Что раньше не знали?
Здесь «ларчик просто открывался»: проблема казахстанского «зоопарка» возникла, когда российский Сбер начал работу над платформой под Гостех. Интересное совпадение…
Награда «Герою»
Герман Греф явно доволен Багдатом Мусиным.
И непонятную, сырую и возможно недоделанную платформу, которая не нужна Казахстану, аж за полмиллиарда долларов покупает на процесс разработки и внедрения. И казахстанские телефонные префиксы +77 добровольно отдает России. И сам eGov готов сдать Сберу с потрохами на «аудит» и еще 4,8 млрд тенге отвалить впридачу! Молодец ведь!
За такие заслуги перед российским Отечеством казахстанский министр Багдат Мусин явно тянет на начальника Департамента в московском офисе Сбера. А может даже куратором-протектором Сбера над Казахстаном поставят. А может даже медаль дадут «За заслуги перед Отечеством» или почетное звание «Заслуженный лесовод России». А может даже и «Героя России» вручат. Если Греф попросит, то Путин не откажет – он тоже доволен нашим министром.
Как в «Подвиге разведчика»: «Выпьем за победу. За НАШУ победу!».
Любовь Багдата Мусина к российской группе Сбер обходится Казахстану очень дорогой ценой – ценой национальных интересов. Не считая огромных дыр в государственном бюджете.
Надеюсь, что уважаемые Совет Безопасности и Комитет Национальной Безопасности обратят внимание на действия министра Багдата Мусина, который «с пеной у рта» отстаивает интересы России и Сбера в удобном кожаном кресле казахстанского министра.
И напомнят ему, что он все-таки министр Казахстана, а не начальник департамента GovTech-систем связи ПАО «Сбербанк» или коммивояжер от «Арбуза». Напомнят, что у Казахстана есть не только сберовские интересы, но и свои собственные, национальные.
И пусть о работе в Сбербанке он мечтает где-нибудь в другом месте. Желательно, не в столь отдаленном…
«Рыцари плаща и кинжала» от КНБ РК очень много делают в борьбе с криминалом, наркотрафиком, «дикими гусями» и терроризмом, показывая впечатляющие результаты. Пора и здесь показать такой же результат.
30 сентября 2021 года, Управляющего директора Сбербанка Евгения Зака арестовали за мошенничество. Также арестован еще один управляющий директор Сбербанка – Максим Инкин. И другие сотрудники Сбера. От ареста скрывалась, а сейчас явилась для дачи показаний вице-президент сбербанка Марина Ракова.
Я уже не говорю о многих других скандалах, связанных со Сбербанком, Сбером и с самим Германом Грефом.
В общем, хорошая компания для людей, которые суют Сберу сотни миллионов долларов казахстанских госбюджетных денег.
Я не знаю, на что или на кого надеется министр, но за него никто «впрягаться» не будет. Из него они сами же сделают «козла отпущения». Так что, в «тайнах мадридского двора» он, что называется, «ноль без палочки».
Как назвать действия уважаемого министра: Полная некомпетентность? Дефицит интеллекта? Коррупционные риски? Статья 366 УК РК? Статья 368 УК РК? Или Статья 175 УК РК? Я не знаю…
Выбирайте сами…
Вспомнил притчу, которая не имеет отношения к делу.
Как-то турки осадили болгарский город ВеликоТырново. Один горожанин, желая спастись, ночью принес османским воинам ключи от города. Великий Паша велел вручить ему мешок золота. Но жадный горожанин не ушел, а попросил еще один мешок золота.
И тогда турецкий паша повернулся к янычару с ятаганом и произнес: «Воздай награду, которая полагается предателю!»
В общем, у этих типов только доллары в глазах мелькают и только одна проблема: как вывести из госбюджета как можно больше денег.
Других проблем нет…
Выводы
На основании вышеизложенного необходимо сделать следующие выводы:
- Уволить Багдата Мусина с поста министра МЦРИАП и провести расследование на предмет коррупционных рисков по статьям 366 и 368 и статьи 175 УК РК с самого начала его деятельности в программе «Цифровой Казахстан» и, в частности. на предмет его личных связей с BTS Digital (кроме 40% государственного участия), Сбером и сберовской BiZone Kazakhstan Ltd.
- Меморандум о сотрудничестве между РК и Сбером от 3 сентября 2021 года денонсировать или аннулировать в одностороннем порядке
- Если все-таки покупать экспериментальную платформу Сбера, то покупать за 900 млн рублей (12 млн долларов), как это сделало Правительство России или не выше 20 млн долларов. Если сумма будет выше – значит это коррупция и преступление.
- Лучше не покупать ни у кого платформу, а путем реорганизации и оптимизации МЦРИАП и его структур немедленно начать работу над собственной казахстанской платформой с параллельным процессом унификации систем на основе единых стандартов, оставив действующий eGov в латентном состоянии (поскольку он работает)
- Немедленно прекратить мероприятия по уходу из телефонной кодовой зоны +7, с совершением обратных ходов, мотивируя неправомочностью и незаконностью действий бывшего министра перед Международным союзом электросвязи. И оставить за Казахстаном право на использование кодов +997 (000-999) и +77 (000-999). Все упертые патриоты, которым не нравится, что где-то высвечивается значок России, могут пользоваться +997, все остальные могут пользоваться +997 или +77 по выбору.
- Ввести в Казахстане режим «великого казахстанского файервола» — гласный или негласный запрет России, Китаю и США на участие в проектах, связанных с государственным бюджетом, государственным устройство и национальной безопасностью. Всех государственных служащих, лоббирующих интересы России, Китая и США на территории РК, привлекать к уголовной ответственности по статье 175 УК РК.
Если всего этого не сделать, то тогда в силу вступит форсайт (видение будущего).
Пророчество
Теперь расскажу, как все будет дальше.
ПЕРВОЕ. Казахстанцы поймут, как их красиво «надули» с телефонными кодами с видом на Независимость, когда в Казахстан придет российская сотовая компания от Сбера (например, Сбермобайл) и монополизирует весь рынок с префиксами +7 7хх. Например, выкупив какую-нибудь казахстанскую сотовую компанию или после демонополизации рынка сотовой связи между странами ЕЭС, которая состоится по велению Кремля. Мгновенно, за один день, получив всю многомиллионную клиентскую сеть с префиксами +7 701, +7 777 и так далее, войдя в книгу рекордов Гиннеса.
А когда поймут, то, как обычно, будет уже поздно пить боржоми…
ВТОРОЕ. Выяснится, что стартап и эксперимент по имени «платформа Сбера на принципах GovTech и Data Driven Gov» не так хороши, как рисует Багдат Мусин (конфликты, глюки, баги, сбои, data loss, уязвимости, недочеты, нестыковки, недоработки, программные «жучки» и так далее). Может даже выяснится, что вообще хуже некуда.
Видимо, вопрос «работает – не работает» Мусина не волнует. Главное –купить. А дальше –как «карта ляжет».
Не удивлюсь, если со Сбером заключат еще одно Соглашение на еще полмиллиарда долларов «на дальнейшее развитие и модернизацию платформенного решения».
А если еще окажется, что экспериментальная платформа еще и недоделана, то IT-афер такого размаха в Казахстане еще не было
ТРЕТЬЕ. Выяснится, что вся эта затея даже близко не стоила затраченных полмиллиарда долларов даже со всеми расходами. Особенно после того, как эстонцы, голландцы или датчане выразят недоумение и удивление такими необычными суммами на обычный стартап и скажут, что могли бы продать всю многолетнюю экосистему GovTech «с потрохами» с открытым кодом, платформами, микросервиcами, коучингом и тренингом на деньги на порядок меньше или в несколько раз меньше.
ЧЕТВЕРТОЕ. Выяснится, что на просторах Интернета гуляют в свободной продаже персональные и конфиденциальные данные казахстанских граждан, включая ЭЦП и которые можно получить только через egov.
Нечто подобное неоднократно случалось в скандальных историях со Сбербанком.
ПЯТОЕ. Выяснится, что на просторах интернета гуляют казахстанские официальные бумаги, конфиденциальные документы и государственная документация «для служебного пользования» или даже с грифом «секретно».
Когда будете охать, ахать и позориться на весь мир — вспомните этот материал.
ШЕСТОЕ. В один прекрасный день со счетов пользователей eGov-Platform V (через высвеченные ЭЦП и персональные данные счетов), пропадут деньги и затем возникнут на оффшорном счете на Каймановых островах на предьявителя.
В свое время об этой опасности я предупреждал в 2019 году, когда пытались протащить «сертификат безопасности» от «повелителя сертификатов» и «вбивателя слитых СС» (это киберпреступление) Аскара Дюсекеева. Во многом, благодаря моим разоблачениям, этот «фокус» тогда не прошел.
СЕДЬМОЕ. Возможно, что выяснится и «всплывет», что часть денег из 500 млн долларов ушла в оффшоры на счета некоторых заинтересованных лиц с казахстанской стороны.
После всех или отдельных этих вещей, организаторам и исполнителям всех этих цифровых и кодовых афер с Россией и Сбером предьявят обвинения и, если они в это время будут в Казахстане, арестуют. Как нечто подобное было с К.Бишимбаевым, К.Сыроежкиным, Б.Майлыбаевым, О.Абишевым, Н.Искаковым, Т.Ермегияевым, С.Ахметовым и десятками-сотнями других.
Но, скорее всего, их в Казахстане уже не будет, поскольку на Сейшелах как-то безопаснее и природа посимпатичнее. Будут на пляже с пальмами давать интервью, рассказывая какие они «великие оппозиционеры» …
Вот так примерно все и будет…