Самая обсуждаемая новость последних дней в Казахстане связана с решением руководства Единого накопительного пенсионного фонда ужесточить условия досрочного снятия пенсионных накоплений.
В Казнете только ленивый еще не прокомментировал эту инициативу. Народ негодует, в соцсетях собирают подписи под обращением к главе государства с требованием не допустить пересмотра условий и вернуть все как было.
Но вне зависимости от того, чем закончится эта история, она хорошо показала патологическую жадность власти, для которой сама мысль о том, что простые люди смогут сами распоряжаться накоплениями, невыносима.
Напомню, что идея досрочного снятия вкладчиками пенсионных излишков была предложена президентом Касым-Жомартом Токаевым. В своем обращении к депутатам на открытии осенней сессии парламента в сентябре прошлого года он предложил разрешить казахстанцам использовать их пенсионные накопления для улучшения жилищных условий.
Восторгам в лояльных СМИ не было предела. Все хором кричали о нужности и своевременности президентской инициативы, о том, что миллионы казахстанцев ютятся в трущобах в невыносимых условиях. Вспоминали о февральской трагедии 2019 года, «разбудившей общество», когда в столице в частной времянке сгорели пятеро детей.
Коррупция, недоступность ипотеки и монополизированность строительной отрасли превратили жилищный вопрос в тяжелую социальную проблему, с которой первый президент Нурсултан Назарбаев так и не смог справиться. И вот президент Токаев предложил простой и без бюджетных расходов выход: если у простых граждан не хватает средств на покупку жилья в кредит, то они могут воспользоваться частью своих пенсионных накоплений.
Но уже скоро стало ясно, что токаевский механизм решения жилищной проблемы не рассчитан на широкие массы.
В соответствии с разработанными правительством поправками в законодательные акты по вопросам восстановления экономического роста возможность досрочного снятия пенсионных средств была увязана с достижением порога минимальной достаточности. То есть, чтобы снять деньги, вкладчику сначала надо накопить необходимую для будущих пенсионных выплат сумму.
От размера обязательного минимума страна ахнула: в 20 лет молодой человек уже должен был иметь на счету 1,7 млн тенге, в 30 лет – 2,5 млн тенге, в 40 лет – 3,4 млн тенге, в 50 лет– 4,4 млн тенге.
Таким нехитрым приемом круг бенефициаров токаевской реформы резко ограничили.
По данным ЕНПФ, на начало 2021 года с учетом порога минимальной достаточности 761 тысяча вкладчиков могла воспользоваться правом досрочного снятия средств на общую сумму 2,4 трлн тенге.
Это около 7% от всего числа вкладчиков ЕНПФ (всего у фонда 11 с половиной миллионов вкладчиков).
Если верить сайту ЕНПФ, то всего на данный момент одобрено заявок на снятие так называемых пенсионных излишков от 527 тысяч вкладчиков. Сумма изъятий по ним составила около 2 трлн тенге. Это серьезная сумма, ведь совокупный объем пенсионных активов фонда составляет 13 трлн тенге.
И вот на прошлой неделе руководство ЕНПФ озвучило новые условия. С 2022 года обязательный минимум по пенсионным вкладам поднимают сразу на 80%. И в 21 год уже требуется иметь 3,2 млн тенге, в 30 лет – 4,4 млн тенге, в 40 лет – 5,8 млн тенге, в 50 лет – 7,4 млн тенге.
Как заявил председатель правления ЕНПФ Жанат Курманов, по новым расчетам возможность снятия пенсионных излишков будет лишь у 150 тысяч (!) работающих вкладчиков. С учетом же состоявшихся пенсионеров число «счастливчиков» составит 580 тысяч человек, а сумма изъятия 900 млрд тенге.
Народ негодует, собирает подписи под обращением к президенту Токаеву, которого просят вмешаться и не допустить несправедливости. Особо настойчивые активисты даже кричат о саботаже и подрыве политики президента.
Позволю себе не согласиться. Никто против президента не идет.
Обратите внимание на пояснения руководства ЕНПФ: требование обязательного минимума прописано в законодательных поправках, автором которых является правительство. Оно же разработало и утвердило методику расчета порога минимальной достаточности. И если президент не одернул кабмин, то значит его все устраивает.
Выскажусь яснее. Во-первых, токаевская идея со снятием пенсионных средств изначально была декоративной реформой — красивой, но пустой. И сегодня совершенно неважно, сколько процентов вкладчиков ЕНПФ смогут снять свои излишки — 5 или 2. Стратегически это ничего не меняет, так как в абсолютных цифрах число бенефициаров слишком мало.
А во-вторых, сам предложенный механизм финансовой помощи был рассчитан не на бедных граждан.
Токаевской реформой смогли воспользоваться только самые успешные вкладчики ЕНПФ, которые вряд ли ютились в съемных времянках и трущобах.
Так что вся эта история не про заботу о простых людях.
Хотя есть у этой истории и другой весьма существенный аспект.
В том, что кому-то выпала возможность досрочно снять часть пенсионных средств и инвестировать их в более комфортное жилье (для себя или своих детей), ничего плохого нет. Это даже хорошо. Все-таки полмиллиона граждан смогли снять в 2021 году кровные 2 трлн тенге и потратить их на свои потребности.
И вот здесь, как мне кажется, кроется основная причина непопулярных действий правительства и ЕНПФ.
Власть оказалась не готова к массовому наплыву желающих снять пенсионные средства. На словах как бы хотели поиграть в гуманизм и человеколюбие, а на деле — испугались.
Если каждый год вкладчики начнут изымать по 1-2 трлн тенге своих пенсионных излишков, то финансовые показатели фонда сильно уйдут в минус (я предполагаю, что их рост происходит не за счет успешного инвестирования и управления активами, а за счет поступления взносов). Появятся неудобные вопросы. А народ и без этого не доверяет ЕНПФ.
Скажем прямо, в накопительную систему никто не верит. При нынешних темпах инфляции, при постоянном обесценивании национальной валюты, при вырастающем за год в два раза пороге минимальной достаточности, накопить на пенсию с помощью предлагаемого государством механизма (через обязательные пенсионные отчисления в государственный пенсионный фонд) невозможно.
В чистом виде накопительная система в мире практически нигде уже не встречается. В европейских странах для пенсионного обеспечения применяют целую систему разных выплат, включая государственную базовую выплату, плюс профессиональные, корпоративные и индивидуальные пенсионные схемы. Причем государственная система, формируемая за счет налогов, встречается почти во всех развитых странах. Она предполагает солидарную ответственность ныне работающих граждан за тех, кто вышел на пенсию.
И Казахстан рано или поздно свернет на этот путь. Но накопительную систему пока не отменяют потому, что ЕНПФ превратился для правительства (и президента) в очень удобный внебюджетный источник финансирования разного рода хотелок и сомнительных программ.
По данным международного финансового агентства Fitch Ratings, только с 2017 по первый квартал 2019 года объемы предоставленной казахстанским банкам государственной поддержки составили свыше 5,3 трлн тенге. И львиную долю этой помощи взяли из средств ЕНПФ.
То есть вкладами казахстанцев спасали проворовавшиеся банки и их топ-менеджеров.
Вот на них властям средств не жалко. А чтобы вкладчики сняли со счетов один или два триллиона тенге и потратили их на самих себя – это непорядок. Сама мысль об этом невыносима для власть имущих.
Пока казахстанцы негодуют и собирают подписи под обращением к Токаеву, российское интернет-издание Lenta.ru опубликовала новость об огромном состоянии Нурсултана Назарбаева.
По данным издания, одной только недвижимости в Испании, Швейцарии, Чехии, Англии и других странах у елбасы и его семьи на 800 миллионов долларов.
Личные состояния всех дочерей и внуков исчисляются миллиардами долларов.
Все-таки Казахстан — страна удивительных контрастов. Кому-то здесь не хватает денег на покупку бюджетной квартиры или на оплату драконовского кредита, а кто-то не знает, куда потратить сотни миллионов долларов, и скупает недвижимость целыми улицами в европейских столицах.
ПОДДЕРЖИТЕ НАС!
В Казахстане почти не осталось независимой прессы. За последние годы власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам и запугать тех, кто осмеливается писать о них правду. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.
KZ.MEDIA – молодой проект. Редакция нашего медиаресурса не зависит ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем, мы пишем о том, что считаем важным. НО НАМ НУЖНА ВАША ПОДДЕРЖКА!
Помогите нам рассказывать вам ПРАВДУ о ВАЖНОМ!
Поддержать нас можно через KASPI GOLD, отправив свою сумму на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 5169 4971 3344 9037.
И есть еще несколько способов – они на этой странице.