В истории, связанной с покупкой Азиатско-Тихоокеанского банка (АТБ), появилась новая глава.
Выяснилось, что это российское кредитное учреждение, о котором мы писали в связи экспансией интересов семьи Назарбаевых на Дальнем Востоке, перешло под непосредственный контроль «Назарбаев Фонда».
Как сообщил прессе представитель АТБ Дмитрий Борщевский, банк теперь полностью принадлежит казахстанскому ТОО «Pioneer Capital Invest», которое, в свою очередь, контролируется «Назарбаев Фондом» (74,48% акций), а также автономными организациями «Назарбаев Университет» (16,06%) и «Назарбаев Интеллектуальные школы» (9,46%).
Интересно, что АТБ оказался единственным финансовым активом, который формально принадлежит указанному ТОО. И это означает, что «Pioneer Capital Invest», созданная в 2017 году, утратила функции управляющего целой финансовой империи, сколоченной буквально за несколько лет.
Смена караула
Напомним, что ядром этой группы под управлением «Pioneer Capital Invest» были казахстанские банки, собранные в результате целой цепочки сделок (об этом мы также подробно писали). Первым приобретением «Экспобанк» (бывший ABN Amro Bank Kazakhstan). За ним (в 2019 году) последовал «Цеснабанк». В декабре 2020 года — АТФБанк. Вся эта конструкция, состоявшая из учреждений с очень специфической историей, получила название Jusan Bank.
Купленный осенью прошлого года АТБ должен был стать российской частью новой бизнес-империи.
К этому времени «Pioneer Capital Invest» управляла многопрофильным холдингом, в состав которого входили 11 организаций, предоставляющих разные услуги. К примеру, «Оптима Банк» — ведущее в Кыргызстане кредитное учреждение, а также ООО «АЛМАНИТ РУС», зарегистрированное в России в 2020 году для развертывания на его базе интернет-торговли.
В роли собственников ТОО «Pioneer Capital Invest» выступали бывший вице-премьер правительства РК Ербол Орынбаев, Рустем Хамзин и Евгений Пан, трудовая биография которых была тесно связана с работой в структурах, близких к Кариму Масимову и собственно Нурсултану Назарбаеву.
Эти же персонажи (а также создатель и руководитель образовательного кластера Назарбаев Университета, министр образования и науки РК в 2013–2016 гг. Аслан Саринжипов) фигурировали в качестве лиц, «оказывающими серьезное влияние» на деятельность корпорации «Jysan Technologies Ltd», зарегистрированной в Лондоне 30 марта 2020 года.
В этом не было ничего удивительного с учетом того, что британская корпорация была дочерней структурой ТОО «Pioneer Capital Invest». Но именно эта дочерняя структура стала собственником казахстанской корпорации First Heartland Securities, которая была встроена в корпоративную цепочку назарбаевской группы в качестве владельца банковской империи.
По сути, она приобрела статус офшорной.
«Существенным» влияние казахстанских лиц на британскую корпорацию было очень недолгим. Уже 28 октября 2021 года, как следует из британских документов, имеющихся в распоряжении редакции, Ербол Орынбаев, Аслан Саринжипов и Евгений Пан потеряли эту роль. А 13 ноября 2021 года компания решает изменить свое название — точнее сказать, одну букву в своем названии — с Jysan Technologies на Jusan Technologies.
Что стало причиной этих внезапных перемен, доподлинно неизвестно, но 19 января 2022 года (то есть уже после январских событий в Казахстане) на сайте OCCRP — платформе всемирной сети независимых медиацентров и журналистов-расследователей, были опубликованы результаты расследования , в котором Нурсултан Назарбаев был назван владельцем многомиллиардной империи, контролируемой через сеть благотворительных фондов.
Эта публикация, заметим к слову, стала основанием для гражданского иска, поданного Назарбаев фондом против организации JOURNALISM DEVELOPMENT NETWORK в американском суде.
Так или иначе, но в новых политических условиях, сам факт владения российским банком может грозить вторичными санкциями. Таким образом, желание Jusan очистить свой баланс от токсичного актива вполне понятно.
Но в этом деле есть и другие, занятные, скажем так, обстоятельства.
Group 42 – и нашим, и вашим?
В уже упомянутом расследовании, опубликованном OCCRP, фигурирует загадочная (по мнению авторов) компания QAZ42 Investment, которая получила 3% Jusan Technologies за счет уменьшения доли «Назарбаев Фонда», заплатив за эту долю сумму в десять раз меньшую ее рыночной оценки (20 миллионов вместо 200 миллионов долларов).
Название у этой фирмы похоже на название другой корпорации — Group 42, зарегистрированной в Объединенных Арабских Эмиратах и специализирующейся на анализе больших данных, искусственном интеллекте и облачных вычислениях. (Мы не можем утверждать, что есть связь между этими двумя компаниями, но совпадение настораживает).
Эту фирму из ОАЭ часто связывают с разведками разных государств, а недавно онлайн-издание Intelligence (издается во Франции и пишет о спецслужбах разных стран, а также вопросах экономической разведки) опубликовало материал, в котором рассказывает о намерениях президента РК Касым-Жомарта Токаева привлечь Group 42 для усиления аппарата госбезопасности в Казахстане.
Смотрите, кто пришел
Следует обратить внимание и на другое обстоятельство. Одним из новых директоров Jusan Technologies стал Рон Вахид (Masudul Rony WAHID), назначенный на этот пост 24 августа нынешнего года.
С Вахидом мы знакомили наших читателей, когда описывали сотрудничество Акорды с частной разведывательной компании Arcanum.
В свое время в одной из статей на портале «Республика» мы писали, что внешняя политика и разведка Казахстана находятся на заграничном обслуживании еще со времен небезызвестного американца Джеймса Гиффена, который де-факто выполнял функции посольства РК на Западе.
Однако после «Казахгейта» Акорда стала более осторожной и перешла на корпоративные договора. В том числе с частными разведывательными компаниями (ЧРК).
Одна из таких компаний — ЧРК Arcanum. Она базируется в Цюрихе, но входит в американскую инвестиционную группу RJI Capital Group, известную своей агрессивной стратегией на мировых развивающихся рынках.
Ее основатель — Рон Вахид, американский гражданин, уроженец Бангладеш. Любитель женщин, личных портных и частных самолетов, он очень разборчив в выборе клиентов и берет только очень высокооплачиваемые проекты. Но за свою цену он гарантирует качество — Вахид и компания могут выполнить практически любую работу, которая нужна клиенту. Если лично не хотят пачкаться, они всегда найдут нужных исполнителей.
В какой-то степени казахстанское гражданское общество должно быть благодарно Вахиду. Согласно нашим источникам, в 2008 году именно его компания получила доступ к серверу, принадлежащему компаниям Александра Мирчева и его личной почте. В тот момент они выполняли заказ одного из личных оппонентов Карима Масимова.
Среди добытого материала сотрудники Arcanum обнаружили переписку Мирчева и его команды с госслужащими из Астаны о проекте «СуперХан». Клиенту Вахида эта переписка была не интересна — ему нужна была информация о других аспектах деятельности Мирчева. Тогда Вахид, демонстрируя наличие инсайдерской информации, рекламируя свои услуги и возможности своей конторы, стал демонстрировать тексты проектов «СуперТигр», «Хан» и «СуперХан» всем, кто хоть чуть-чуть проявлял интерес к Казахстану.
Именно таким образом информация о проекте «СуперХан» просочилась в оппозиционные СМИ Казахстана и стала известна общественности как один из параноидальных проектов «лидера нации» по узурпации власти в стране.
У Arcanum длинная и очень неоднозначная история отношений с разными влиятельными лицами из Казахстана. Компания легко меняла своих старых нанимателей на новых при условии более выгодных контрактов.
И вот теперь ее владелец каким-то образом оказался в центре корпоративной империи фонда Назарбаев. Причем в самом разгаре войны – не только за наследство, но и за политическую власть. Этот факт сам по себе уже заслуживает самого пристального внимания.
Вместе же перечисленные выше обстоятельства заставляют задуматься – в том числе о связях и предпочтениях Старого Казахстана и Нового Казахстана.
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887. И есть еще несколько способов – на этой странице.