Женщины в Казахстане де-факто остаются на втором плане. Их мало в политике, среди чиновников и депутатов.

И это не связано с тем, что женщин в Казахстане меньше, чем мужчин – их, наоборот, больше, хотя и ненамного.  На 1 января 2023 года Бюро национальной статистики РК зафиксировало 10 118 282 проживающих в стране женщин – это больше половины от общего числа населения. А средний возраст казахстанок, кстати, по данным того же Бюро, — 33,7 года, то есть они вполне могли бы принимать активное участие в политической и общественной жизни страны, если бы не… сохраняющиеся в стране патриархальные устои.

По мнению президента Центра социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмиры Илеуовой, в Казахстане ситуация с равными правами в гендерном отношении не вызывает большого оптимизма. Более того, у нее есть ощущение, что идет откат по сравнению с предыдущим периодом.

 

«В прошлом году мы провели опрос населения, в котором задали вопрос о том, имеют ли женщины и мужчины в Казахстане равные права и возможности. Похожий опрос мы проводили в 2015 году. Мы получили следующие результаты. В 2015 году ответы «да» плюс «скорее да» – дал 81% опрошенных. Весной 2022 года это мнение поддержали только 69,2%», — сказала социолог в недавнем интервью интернет-ресурсу «Евразия-Эксперт».

ТО ЕСТЬ, ЕСЛИ РАНЬШЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТОМ, ЧТО В КАЗАХСТАНЕ У ЖЕНЩИН И МУЖЧИН НЕТ РАВНЫХ ПРАВ, РАЗДЕЛЯЛ КАЖДЫЙ СЕДЬМОЙ УЧАСТНИК ОПРОСА, ТО СЕГОДНЯ – КАЖДЫЙ ЧЕТВЕРТЫЙ.

Главным же препятствием, сдерживающим достижение равенства женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности, респонденты в опросах и 2015-го, и 2022-го называли, по словам  Илеуовой, преобладание традиционных стереотипов о роли и месте женщины в обществе.

Тем не менее, несмотря на совсем не радующую тенденцию, казахстанские женщины все время оказываются на «передовой». Пойдете ли вы на митинг, придете ли на избирательный участок во время выборов, зайдете ли в офисы правозащитной организации или активно действующего НПО, вы увидите, что в большинстве своем там работают именно женщины.  

Главные героини нашего проекта «Женские лица гражданского активизма» – пять женщин, пытающих изменить страну к лучшему и посвятивших свою жизнь служению обществу. Каждая – в своей сфере. И у каждой — своя история.

Фариза Оспан:
«Я мужа подозревала в том, что он КНБшник»

…Шымкент, жара, июль. Прямо у здания городского суда четверо здоровых мужчин хватают и заталкивают молодую девушку в автомобиль и увозят. Это так задерживали журналистку и активистку Фаризу Оспан полицейские.

6 июля 2020 года она вышла на одиночный пикет в поддержку другой активистки Асии Тулесовой — та находилась тогда в СИЗО и обвинялась по двум уголовным статьям за «применение насилия» в отношении полицейского.

«Я была в комнате с теми четырьмя мужчинами. Они закрыли комнату, и я думала: «Что, если они что-то сделают, а я не смогу доказать?».

Один из них схватил меня, толкнул на диван, выхватил рюкзак, вытащил все вещи, посмеялся над книгой «Миф о красоте», которую я взяла на случай ареста. Спросил, считаю ли я себя некрасивой. Я сказала — нет, на что он: «Ну и зря».

Он очень сильно на меня орал, я сейчас даже не вспомню маты, которые он мне говорил», — рассказывала об этом случае в одном из интервью Фариза.

Фариза Оспан 

Активизмом Фариза занялась после президентских выборов в 2015 году, когда на избирательном участке узнала, что ее голос уже кем-то был использован: ей так и сказали – вы уже проголосовали!

А в декабре 2019 года  она опубликовала в соцсетях пост, в котором рассказала о странном женском институте культурно-нравственного воспитания «Қазақ қызы». Этот институт получил госзаказ в 2016-2019 годы на сумму более 197 миллионов тенге и издал книгу своей директрисы Каракат Абден под названием «Ты казашка. Гордись!» В книге говорится о том, какой должна быть «настоящая» казашка – «покорной, слушаться мужа и не лезть в политику».

После этого поста Фариза начала получать угрозы. Мы рассказывали эту историю в нашей статье «Кто и почему угрожает Фаризе Оспан«.  

Фариза Оспан — уроженка Туркестанской области, самого традиционного и казахскоязычного региона Казахстана. Мало кто из девушек на юге страны занимается активизмом. Большинство из них рано выходит замуж, зачастую не по своей воле, их «крадут», а они смиряются и становятся примерными келинками.

Сегодня она соосновательница феминистского фонда FemAgora. Входит в команду образовательного медиа для девочек, девушек и женщин — Batyr Jamal, в статьях которого делается акцент на права, безопасность и самоценность.

Активная деятельность Фаризы не осталась незамеченной — дважды спецслужбы подсылали к ней своих сотрудников. Сама она вспоминает об этом с юмором, хотя, конечно, смешного в этой ситуации мало. 

В откровенном разговоре с журналистом «Республики», записанном на видео, Фариза Оспан рассказала, почему занимается организацией женских митингов и маршей, как справляется с последствиями насилия, которому в свое время подверглась, страхом и чувством выгорания.

Это пятый материал нашего спецпроекта «Женские лица гражданского активизма». Первые три читайте по ссылкам ниже: 

 

Виктория Примак: «Когда-то я мечтала стать президенткой»  

Жанар Секербаева: «Я злюсь на общество, которое мы с вами построили»

Асия Тулесова: «Мне нравится, когда все работает так, как надо»

Ирина Медникова: «Стройте свою Америку в Казахстане»

 

В подготовке спецпроекта «Республики» принимали участие: Жанна БайтеловаЮлия КозловаНазира ДаримбетОксана Макушина.

 

Подписывайтесь на "Республику" и узнавайте первыми самые важные новости. Все наши материалы - расследования, интервью, репортажи - вы будете получать сразу после их публикации на портале.

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!

 

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-747 977 5139 или на номер карты 4400 4301 4483 1945

 

И есть еще несколько способов – на этой странице. 

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

1  +  6  =