Когда в 2020 году мы провели экспертный опрос в рамках исследовательского проекта «Антикризисная черная папка» для того, чтобы выявить основные причины управленческого хаоса в системе госуправления на примере борьбы с коронавирусом, то, отвечая на первый вопрос: «Какие были основные причины неэффективной деятельности государственных структур в борьбе с эпидемией коронавируса в Казахстане?», большинство экспертов на первое место поставили «кризис компетенции на всех уровнях государственной власти».
За последние тридцать лет практически не было ни одного случая, чтобы госструктуры быстро и профессионально среагировали бы на любую кризисную ситуацию, будь то прорыв плотины, селевой поток, пандемия, аварии или растущий дефицит воды. И все это мы в очередной раз наблюдали во время пожаров, когда погибли люди. И я хотел бы выразить соболезнования родственникам, близким и друзьям погибших.
А ведь за тридцать лет также было уже немало других смертей из-за коррупции, халатности и неэффективности государственных структур в центре и на местах.
Более того, еще не было ни одного случая, чтобы государственные структуры в центре и на местах были изначально готовы к той или иной кризисной ситуации, смогли бы ее спрогнозировать. Все всегда ждали жареного петуха.
Хуже того, чиновники из-за коммуникационной глухоты и управленческой близорукости не хотели и не собирались прислушиваться к мнению экспертов, которые их нередко предупреждали о тех или иных рисках и угрозах, с которыми может столкнуться страна.
И все это по причине отрицательной селекции, когда лояльность была важнее, чем профессионализм. Отсюда и наличие синдрома временщика, ловушки короткой памяти, когда власть все время старалась начинать с чистого листа, не учась на ошибках и горьких уроках. Все это приводило к маленькому горизонту планирования, к нежеланию быть плохим гонцом для вышестоящего начальства, что вело к искажению информации.
Кстати, на третье место среди основных причин неэффективной деятельности государственных структур в 2020 году экспертами была поставлена «коллективная безответственность. Нежелание чиновников всех уровней госуправления брать на себя ответственность за антикризисные решения».
А воз и ныне там.
Но самое страшное, что даже кризисные ситуации чиновники часто использовали не как кейсы для повышения своей антикризисной эффективности, а как новую возможность для очередных кадровых рокировок и перераспределения ресурсов. Поэтому неудивительно, что экспертами к причинам неэффективной работы госструктур в условиях кризиса на второе место было поставлено «отсутствие эффективно работающих политических институтов (парламент, маслихаты, политические партии, местное самоуправление и др.), которые могли бы контролировать ситуацию в центре и на местах».
То есть без появления сильных политических институтов, оппозиции, прозрачности расходования госсредств, независимых СМИ и всего того, что является важными элементами демократического контроля, мы постоянно будем заложниками неэффективного госаппарата со всеми его старыми болячками.
А это значит что одними точечными отставками проблему не решишь, так как её причины лежат гораздо глубже. В самой созданной системе госуправления.