Есть одна вещь, которая меня в этом вашем новом Казахстане сильно настораживает. Точнее, настораживают-то многие, но эта – особенно.

Я говорю сейчас об отношении к людям, которые, случайно или нет, попали в орбиту тех или иных уголовных дел. И у меня складывается впечатление, что если в старом Казахстане в случае, когда ты попал уж совсем несправедливо, тебя могли сильно помять, но, в конце концов, отпускали – в новом эта опция уже не работает. И твое дело в любом случае докрутят, и ты в любом случае пострадаешь, даже если совсем не виноват.

И я сейчас не про нашумевшие дела блогеров, вайнеров и финансовые пирамиды – там хотя бы примерно понятно, за что людей наказывают, там хоть какая-то логика есть. Я про других людей, в отношении которых вообще непонятно, за что их преследуют. Совсем никакой логики нет в их уголовных делах. Но никто, ни правоохранители, ни суд, не могут это признать.

Помните, было такое нашумевшее дело «Оператора РОП» — очень интересной организации, которая несколько лет собирала в Казахстане утилизационный сбор. С этой организацией показательно разбирались, и уже успели отчитаться президенту и обществу, что с ее сомнительной деятельностью покончено.

Одним из основных чиновников, которого тогда арестовали, был вице-министр экологии Примкулов. Вроде как он ставки утильсбора утверждал, и тем самым нанес вред государству. Его недавно на семь лет осудили, и гордо отчитались об этом – вот, наказали главного виновного.

Большинству людей эта фамилия ничего не скажет – просто еще один осужденный чиновник. Но ситуация с Примкуловым заслуживает внимания, потому что она очень показательна.

Во-первых, его обвиняют в том, что начиная с 2016 года он совершал хищения средств утильсбора в особо крупном размере. Но в 2016 году он еще не работал в Министерстве экологии – он работал в Министерстве образования, и никакой утильсбор утверждать не мог. Более того – даже самого Министерства экологии тогда еще не существовало, на его месте была совершенно другая организация.

Примкулов начал работу в Министерстве экологии… в 2019 году. Следите за рукой. Человека обвинили – и осудили – за то, что он совершал хищения в государственном органе за три года до того, как он пришел в этот орган. В то время, когда самого органа не существовало. Это какой-то высший пилотаж хищений – совершать их в несуществующем месте, даже не работая там.

Во-вторых, напомню объем средств утильсбора, собранных в стране за последние пять лет до того, как этой конторой начали заниматься. 614 миллиардов тенге – чудовищная сумма, на десять жизней хватит.

Вот только почти 100% от этой суммы – это сборы, относящиеся к сельхозтехнике и авто. А Примкулов подписал один-единственный приказ об утильсборе – утвердил ставки в отношении сбора на кабель.

Знаете, сколько собрали за кабель из этой суммы? Две СОТЫХ процента. Разобрались ли с теми, кто ответственен за все остальное, или чиновника просто сделали крайним? Ответ понятен и так.

Это дело именно потому так показательно, что в нем все криво. Все несуразно. Все было бы смешно – если бы не последствия. А последствий ровно два (не говоря уже о судьбе реального человека).

Все госслужащие в стране, включая правоохранителей, настолько запуганы, настолько висит над ними угроза ответственности за любое действие, то они предпочитают не отпускать даже откровенно невиновных. Потому что если не отпустишь – тебе ничего не будет, система так работает.

Подумаешь, сломали жизнь человеку, нет у нас в стране механизмов ответственности за сломанную жизнь. А если отпустишь и признаешь невиновным – то тут же тебе свои собственные коллеги начнут задавать вопросы о том, не почему ты так поступил.

Эту логику я понимаю. Но жить по этой логике нельзя. В стране, где обвинить легко, потому что за обвинение ответственности не бывает, а оправдать сложно, потому что за оправдание начинают задавать вопросы, правосудие ведь, по сути, не работает. И это первое последствие.

Но есть ведь еще и второе. Мы с вами уже много лет говорим о том, что госслужба в Казахстане неэффективна. Это все признают – общество, государство, президент. Но мало кто говорит о том, что одна из важнейших причин, почему именно госслужба неэффективна, состоит в том, что сильные люди из частного сектора просто не хотят туда идти.

Потому что ответственность может наступить за каждый шаг, решение и слово, и ты априори всегда виноват. А шансов на правосудие – никаких. Поэтому госслужба у нас часто состоит из тех, кто вообще не хочет никакой ответственности. Надо ли пояснять, к каким последствиям это приводит?

Вроде бы просто дело о коррупции. Но начинаешь разбираться – и оно превращается в проблему, которая касается каждого из нас. С которой нужно разобраться – иначе никакое светлое будущее нам точно не грозит.

И это все, конечно же, исключительно мое мнение и личное суждение. Абсолютно субъективное. Ну, если кому-то проще от этой оговорки.

 

 

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.