Действующая власть априори ожидает всевозможные протестные акции и стихийные митинги, тем самым признавая свою неправоту. Даже в спокойные и относительно спокойные годы опасность (с точки зрения режима) «майдана» вынуждала Акорду готовиться к «чрезвычайной ситуации социального характера», а сейчас это может стать только вопросом времени.

Какие на это есть предпосылки?

Во-первых, сотни, тысячи семей остались без ежедневного заработка. Уверен, у большинства населения в Казахстане нет сбережений на черный день, финансовой подушки безопасности и многие живут «одним днем» — что сегодня заработал, то и потратил, либо от зарплаты до зарплаты.

Впрочем, это одно и то же.

Но обнищание населения стало для нас обыденностью. Поэтому для «переполнения чаши терпения» нужны дополнительные факторы. Одним из них может стать несправедливое отношение властей к отдельным категориям граждан, оказавшихся в затруднительном положении. Например, по части распределения помощи государства из провластного фонда «Біргеміз» – она в большинстве своем рассчитана на тех, кто остался в зоне карантина.

Это относится и к другим «антикризисным мерам» правительства, в том числе кредитным каникулам и снятии пени за просрочку. Вообще, в этом вопросе до сих пор далеко не все ясно. Коротко говоря, список тех, кто может получить помощь в разном виде, намного короче списка тех, кто в этом действительно нуждается. В том числе потому, что практически невозможно будет получить за короткое время все справки, а ЦОНы перешли в онлайн-режим и стали недоступны большинству населения по объективным и субъективным причинам.

Вспышкой для массовых и стихийных протестов могут быть чересчур строгие меры по отношению к нарушителям карантинного режима. Практически каждый день информационные ленты сообщают о случаях, когда нескольких человек подвергают административному аресту за пересечение границы Алматы или Нур-Султана, но при этом подробностей не раскрывают. Зачем эти люди рвутся туда?

А ведь не нужно быть политологом, чтобы понять – люди пошли на это не из-за желания просто прогуляться. Кстати, в послевоенной истории СССР восемь из девяти народных бунтов были спровоцированы действиями правоохранительных или судебных органов. Другими словами, люди могут собраться с целью добиться справедливости и задать вопросы властям, а если их встретят неадекватно и с применением силы, то ответ может оказаться самым разным.

Другая категория граждан, которую нужно иметь в виду, это часть криминального мира, которая тоже осталась без «заработка». Автоворы, домушники, карманники, «любители» гоп-стопа и другие могут начать группироваться с целью создания своих отрядов. Они могут действовать как сами, так и в толпе (чтобы скрыться), которую при ухудшении социально-экономической ситуации населения уже не так-то трудно будет собрать из вышеупомянутого заведомо протестного электората.

Направлениями таких ударов могут стать супермаркеты, продовольственные магазины, рынки и склады, часть которых находится как раз за пределами больших городов или в малонаселенных их районах. Целью могут стать также более «зажиточные» кварталы, и тогда беспорядки могут стать «чрезвычайной ситуацией социального характера» (формулировка из Закона РК о ЧП).

Хотя такой вариант на сегодняшний день маловероятен, нужно быть готовым ко всему. Важно понять, что легко могут появиться некие «люди в черном», выполняющие роль мифических кратковременных лидеров, которые направят голодную толпу на ближайший супермаркет или штурм КПП.

Можно подумать, что режим превентивно защитил себя, установив режим чрезвычайного положения, а в его рамках введя карантин в обеих столицах. Вполне объективно можно закрыть еще пару больших городов (в первую очередь, Шымкент, конечно), а также ввести комендантский час – это будет оправдано с точки зрения эпидемиологической ситуации. Однако этого явно недостаточно.

Нужны четкие и продуманные действия, но не сопряженные с излишним применением силы, что может вызвать обратную реакцию. Ведь голодный человек, а еще больше – отец голодных детей может пойти на все. Чтобы предотвратить это, нужны конкретные действия, в первую очередь, направленные на восстановления (хотя бы на минимальном уровне) доверия населения к своей власти. А с этим у нас точно дефицит на грани голода…


Ниже видеорепортаж с блокпоста перед Алматы на талгарской трассе.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.