Home Анализ Досым Сатпаев: как выборы в США скажутся на Казахстане

Досым Сатпаев: как выборы в США скажутся на Казахстане

Как те или иные результаты президентских выборов в США повлияют на Казахстан и Центральную Азию? Скорее всего, мало что изменится, сказал политолог Досым Сатпаев в интервью YouTube-каналу Commutator накануне выборов.

Мы отобрали самые интересные моменты из его разговора с Татьяна Бендзь на YouTube канале Commutator.

Президент – не самый главный 

По словам Сатпаева, политическая система США так устроена, что президент в ней – не самый главный игрок. Там есть куча противовесов, балансов по отношению к нему: и Верховный суд, и Конгресс, и губернаторы штатов, и лоббистские организации, в частности, военно-промышленный комплекс. Такое устройство приводит к тому, что зачастую президент не может реализовать ряд своих инициатив, потому что их блокируют иные ветви власти. 

«У нас слишком преувеличивают, скажем так, роль конкретной персоны в американской политической системе. Но она изначально была создана так, чтобы ни одна персона, даже самая харизматичная, амбициозная, резко не меняла эту систему. Поэтому, кто бы ни пришел в Белый дом, он автоматически будет иметь мощнейший противовес со стороны своих политических противников, которые будут тормозить любые его инициативы».

Нефть – всему голова

Так что с точки зрения интересов Казахстана, кто бы ни пришел в Белый дом, это, считает Сатпаев, сильно не повлияет на двусторонние отношения. Потому что у Казахстана был опыт сотрудничества и с Дональдом Трампом, когда он был президентом, и опыт сотрудничества с Байденом.  

Более того, нужно учитывать сильное нефтяное лобби в США, у представителей которого с Казахстаном заключены многомиллиардные контракты.

«Они сюда вбухали уже почти 50 миллиардов долларов. Это очень большой куш. И кто бы ни пришел в Белый Дом, не будем забывать, что нефтегазовое лобби всегда сильное. В этом плане понятно, что все 30 лет практически отношение Астаны и Вашингтона шло именно через нефтегазовое сотрудничество в первую очередь. И здесь сильно ситуация, конечно, меняться не будет».

Что в приоритете – поддержка Украины или противостояние с Китаем

Вместе с этим политолог не сбрасывает со счетов войну в Украине и усиливающееся противостояние США с Китаем – все это оказывает влияние на взаимоотношение США со всеми странами Центрально-Азиатского региона.  

«Если Камала Харрис станет президентом, будет продолжаться та самая политика, что проводил Байден. После начала войны в Украине США активизировали свою работу в регионе. Это было очень хорошо видно в прошлом году, когда был первый саммит президентов стран Центральной Азии в Нью-Йорке и встреча их с Байденом. Это была первая встреча вообще такого рода. Потому что для США было важно, чтобы Центральная Азия не ушла полностью под контроль Китая и России. Поэтому важно было подчеркнуть, что этот регион важен и для Вашингтона, и, условно, для Брюсселя (Евросоюза).

_

Если Дональд Трамп одержит победу, понятно, что это никак не скажется на экономическом присутствии США в Казахстане. Единственный момент возникнет касательно многосторонних отношений между США и Центральной Азией. Я лично считаю, что, скорее всего, если Байден и его администрация это сотрудничество делала больше с акцентом на войну в Украине, Дональд Трамп будет делать с акцентом на противостояние с Китаем. Для него это более приоритет сейчас, именно антикитайская риторика. И понятно, что возникает вопрос, будет ли Дональд Трамп оказывать давление на страны Центральной Азии, чтобы они сократили сотрудничество с Китаем, либо он будет просто заинтересован, чтобы страны Центральной Азии были нейтральны.

_

Но для стран Центральной Азии это невыгодно. Потому что для них Китай тоже сейчас важный партнер. И большие инвестиции Китай сейчас вложил во многие страны Центральной Азии».

Если завтра война?

К тому же надо учитывать и взрывоопасную ситуацию на Ближнем Востоке. Впрочем, тут Сатпаев говорит, что и Харрис, и Трамп намерены оказывать поддержку в этом конфликте Израиля. И если вспыхнет полномасштабная арабо-израильская война, то это будет невыгодно и для Казахстана, и для всего центрально-азиатского региона, потому что для стран Центральной Азии приоритетными партнерами являются страны мусульманского мира.

А вот что касается Афганистана, политолог считает, что США заинтересованы в сотрудничестве стран Центральной Азии с режимом талибов.

«И для США, и для Европейского Союза сейчас выгодно, чтобы и Казахстан, и Узбекистан в первую очередь имели определенные контакты с движением Талибан и экономически, и в плане гуманитарной помощи, чтобы радикализация не произошла в регионе.

_

Около 20 миллионов афганцев сейчас находятся в состоянии крайней бедности. Запад напрямую не может и не собирается менять ситуацию. Но он понимает, что если там начнется гуманитарная катастрофа, то куда эти мигранты поедут? В первую очередь, в Европейский Союз. Поэтому понятно, что для Европейского Союза важно, чтобы и организации международные, и Казахстан, и Узбекистан оказывали поддержку через гуманитарные миссии. То есть, получается, наши страны как некие посредники, буфер такой».

Трамп прекратит войну в Украине и отменит санкции?

Как говорилось ранее, и война в Украине, и связанные с ней антироссийские санкции где опосредованно, а где и прямо сказываются на Казахстане. Между тем Дональд Трамп заявляет, что он готов погасить российско-украинский конфликт, он вообще уверен, что если бы он был президентом, то войны бы не было, что война началась из-за демократов.

Однако здесь Досым Сатпаев предлагает разделять предвыборную риторику и реальную политику. По мнению политолога, российско-украинская война – это конфликт с нулевой суммой, то есть такой, когда может быть только один победитель и стороны не намерены договариваться.

«Конфликт с нулевой суммой — это самая опасная форма конфликта. Она может переходить в горячую форму, может быть замороженной в затяжной форме, но это может длиться очень долго. Я сомневаюсь, что у Трампа получится усадить за стол переговоров Зеленского и Путина, потому что у них кардинально разные представления о том, как должна война закончиться и на каких условиях. Думаю, что, скорее всего, это больше предвыборная риторика».

Что же касается торговых санкций, то можно предположить, что Трамп попытается их смягчить, потому что этого требуют интересы большого бизнеса. Но вряд ли это у него получится: есть конгресс, за введение санкций голосовали даже многие республиканцы, да и вообще в США, оказывается, легче что-то принять, нежели потом отменить.

«Я приведу классный пример. В июне этого года была встреча казахстанской делегации в США касательно торговых взаимоотношений. Казахстан опять просил США отменить поправку Джексона-Веника к закону о торговле, которая была принята в 1974 году против СССР за нарушение свободы миграции. Союза уже нет, а мы, как бывшая республика, имеем до сих пор эту поправку по отношению к нам. 

_

Это пример того, что сам процесс принятия чего-то может быстро пройти, но отмена этого займет гораздо больше времени. И Трампу может не хватить четырех лет его президентского срока, чтобы отменить санкционный пакет. И даже прекращение войны — это не гарантия отмены санкций, они будут оставаться еще долгие десятилетия». 

УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ на эту тему: 

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»! 

_

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594  или карты 4400 4302 1819 1887. И другие способы на этой странице.

NO COMMENTS

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.

Exit mobile version