Site icon respublika.kz.media

«Эта боль навсегда». Фильм «Бауырына салу» режиссера Асхата Кучинчерекова отобрали на «Оскар» 2025 года

«В Голливуде говорят, есть такая пословица, «ты стоишь столько, сколько стоит твой последний фильм». Это, наверное, точное определение твоей профессии», — сказал режиссер  фильма «Бауырына салу» Асхат Кучинчереков в интервью «Республике». А недавно пришла хорошая новость — этот фильм был отобран на «Оскар» 2025 года в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». 

Фильм Асхата Кучинчерекова «Бауырына салу» в первый раз был показан в Казахстане в рамках фестиваля альтернативного кино. В картине рассказывается история мальчика, который, согласно старой казахской традиции «Бауырына салу», был отдан на воспитание бабушке. После ее смерти он вернулся к родителям и выстраивать с ними отношения оказалось для него непросто.

Этот фильм — о боли и переживаниях ребенка, оказавшемся чужим среди своих. 

В соцсетях фильм вызвал острую дискуссию. С одной стороны, традиция отдавать первенца молодой супружеской четы на воспитание родителям или бездетным родственникам существует у казахов много веков. И ее сторонники не видят в этом ничего плохого. С другой стороны, разлученные с родителями дети получают серьезную психологическую травму, от которой страдают уже даже будучи взрослыми и которая оказывает влияние на всю их дальнейшую жизнь. 

Кадр из фильм «Бауырына салу».

СПРАВКА

«Бауырына салу» или «немере алу» — это казахская традиция, согласно которой молодые родители отдают своего первенца на воспитание бабушке и дедушке или другим, как правило, бездетным, родственникам. Обычно ребенка отлучают от семьи в возрасте полугода, а то и раньше. Иногда по достижении определённого возраста ребенку дается право выбора — продолжать жить с бабушкой и дедушкой или же вернуться к родителям. Но бывает и так, что дети узнают о том, что их усыновили, уже будучи взрослыми.  

Дебют на троих

Асхат Кучинчереков сам воспитывался бабушкой и дедушкой — родители отдали ребенка им на воспитание в возрасте полутора лет.

Идею снять фильм про казахскую традицию и переживаниях именно глазами ребенка он вынашивал с 2015 года. Тогда же начал набрасывать сценарий, точнее, отрывки из детства. По сути, в основе картины — его личная история.

Асхат Кучинчереков рассказывает свою историю журналисту «Республики». Кадр с видео

«Бауырына салу» — это дебютная работа Асхата Кучинчерекова в качестве режиссёра. До этого он снимался в картинах «Айка», «Тюльпан». Фильм получил главную награду национальной кинопремии «Тулпар» и после этого был предложен Оскаровскому комитету в категории «International Feature Film». Картина также завоевала и другие награды кинофестивалей и премий стран СНГ. Подробнее о них можно узнать на этой странице в Инстаграм.

Этот фильм оказался дебютным и для продюсера Диаса Фельда, и для оператора-постановщика Жанарбека Елеубека. Последний получил за него награду на XX Казанском международном кинофестивале «Алтын минбар» в номинации «Лучшая операторская работа полнометражного игрового фильма». 

Диас Фельд и Асхат Кучинчереков. Фото @willa.willa.willa

«Это дебютная картина для нас троих. Жанарбек Елеубек тоже вырос в этой традиции, и мы много говорили с ним об этом на площадке, это тоже повлияло на визуальную часть — как показать, какой свет должен быть. Так сложилось, что все дебютанты собрались.

До этого я снимался в кино, потом сделал короткометражку. То есть я шел по этому пути. По образованию я режиссер. Кино — это производство, это очень дорогая вещь. Проблема молодых всех нас, что мы наберём крутых камер, и потом ходим, творим. А там же производство, там уходят деньги, надо платить зарплату. Надо как-то это всё минимализировать и точно знать, что вот это тебе нужно, а вот это отсекать. Если ты это не сможешь, ты плохой фильм сделал — всё, дорога закрыта.

В Голливуде говорят, есть такая пословица, «ты стоишь столько, сколько стоит твой последний фильм». Это, наверное, точное определение твоей профессии», — рассказал Асхат в интервью для проекта «Свой среди чужих», опубликованном недавно на портале «Республики».

«Это есть в каждой семье»

Когда Асхат Кучинчереков написал сценарий и начал рассказывать о своей идее, ему говорили: это, мол, сугубо казахская история, и для зрительской аудитории других стран она будет неактуальна:

«Это в мире не будет актуально. Как там на фестивалях поймут, кто кому брат-сват? Что есть такая традиция и кто-то в ней вырос. Я шесть питчингов прошел. Но я верил, что это будет интересно. Поверили еще два человека — Диаса Фельд и Жанарбек Елеубек». 

По его словам, он не ставил себе цель изменить традицию или как-то повлиять на общество в Казахстане. Он лишь хотел рассказать о ней, зафиксировать факт через историю самого ребенка. 

«Но на самом деле всё равно меняется точка зрения людей, они по-другому после этого фильма могут смотрят на своих родственников или старших братьев и сестер, которых когда-то также отдали и до сих пор обиду испытывают на своих. Это искренняя вещь, она трогает всех. Это есть в каждой семье. И голодомор есть в каждой семье», — отметил Асхат.

Кадр с видео: журналист Жанна Байтелова и режиссер Асхат Кученчереков.

Личная история Асхата Кучинчерекова

Родители Асхата жили в одном посёлке близ Павлодаре, бабушка с дедушкой и Асхатом — в другом. В девятом классе он осознал, что у него есть ещё одни родители, но мамой Асхат до сих пор считает свою бабушку. Однажды он вернулся к родителям, пожил с ними три недели и уехал обратно к бабушке.

«Мама была беременна вторым ребёнком. И она меня отправила к своим родителям. Я помню момент, говорят, мне тогда было два-два с половиной года, когда за мной приехал отец. И вместе с дедушкой меня отвезли к родителям. И я хорошо помню: когда дедушка уходил в туалет, я собирал все его вещи и сидел на них. Была зима, и я знал, что без вещей он не уйдёт. Я боялся, что он оставит меня. Я не хотел оставаться, и в итоге дедушка увёз меня обратно», — вспоминает Асхат.  

О традиции, оказавшей влияние на его жизнь, он решил рассказать в 2015 году.

«Я учился на режиссёра, и я понял, что об этой традиции никто ничего не рассказывает. Получается, эта традиция есть в каждой казахской семье, но об этом нет ни литературы, ни фильма. Многие так выросли, в каждой семье это есть, независимо от социального уровня. Я сам так вырос, и я хотел рассказать эту историю глазами ребёнка. Что этот ребёнок чувствует, что его переполняет», — объясняет Асхат, как пришел к идее снять фильм на эту тему.   

По его словам, он осознаёт, что у него есть мама, но настоящей матерью все же считает свою бабушку. На родителей обиды у него нет, но откровенного разговора у него с ними не было ни разу. Он не спрашивал, почему его отдали. Этот вопрос он задаёт в фильме через главного героя.

«В фильме показано то, что у меня внутри осталось, то, что я не проговорил. Я не виню родителей, потому что от бабушки много получил. Но, несмотря на это, я всю жизнь ощущаю себя одиноким. Это остается у тебя как зерно. Знаете, оно засело… Если вы вместе не жили какое-то время… у вас нет общих моментов, которые можно было бы вспомнить», — рассказал Асхат о своих чувствах.

Мама Асхата фильм ещё не смотрела, но знает об успехе сына.

«Хотелось бы, что бы она посмотрела в кинотеатре. Пока еще у нас нет возможности встретиться, она живёт на Алтае», — рассказал режиссёр. 

Асхат признался, что до последнего момента не знал, каким должен быть его главный герой по характеру и темпераменту. Он знал только, что мальчик, главный герой, чувствует себя одиноким.  

«Я себя так чувствовал — очень сильное одиночество внутри. И про это сделать хотел фильм», — поделился Асхат.

Он сомневался, поймут ли зрители его идею, чувства, которые он хотел показать. Сомнения развеялись на премьере фильма на испанском кинофестивале в Сан-Себастьяне — зритель понял боль главного героя.

Полностью интервью с режиссером по ссылке ниже:

Смотрите видеосюжет проекта «Свой среди чужих» по ссылкам ниже:

Смотрите другие интервью проекта «Свой среди чужих» по ссылкам ниже:

Все важные исследования "Республики":

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»

_

В Казахстане почти нет независимой прессы. Власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам, осмеливающимся их критиковать. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.

_

«Республика» никогда не зависела ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем. УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О НАС можно здесь.

_

Поддержать нас можно разными способами — они указаны на этой странице.

Exit mobile version