Извинение – правило хорошего тона, и оно уместно в том случае, если человек признает свою неправоту или нетактичное поведение. Но извинение – это понятие морали, не права, и требовать от человека извиниться не может никто, даже суд. Однако казахстанские судьи, похоже, этого не понимают, и периодически принимают решения, в которых прописана обязанность журналиста или блогера публично принести извинение тому, о ком он писал.
Недавно такое решение в отношении общественного деятеля Нурболата Базарбекулы принял суд города Сатпаева.
Суть — даже не в тексте. В одной из публикаций, посвященной общественным вопросам, он использовал фото гендиректора ТОО ««Kaz Green Energy» Валерия Сибагатулина с его открытого аккаунта в социальной сети Facebook.
Сибагатулин обратился в суд, потребовав в иске удалить фото и принести публичные извинения. Примечательно, что это требование было признано законным и в суде первой инстанции, и в апелляционной. Плюс к этому на общественника навесили еще и выплату истцу 100 тысzx тенге в качестве компенсации морального вреда.
Поскольку такие решения, как мы отметили выше, далеко не единичны, мы решили получить максимальные разъяснения сразу по двум пунктам – о требовании извиниться и об использовании журналистами и блогерами фотографий, находящихся в открытом доступе, – у юриста Международного фонда защиты свободы слова «Адил Соз» Сергея Уткина.
Сергей Уткин подтвердил, что подобные решения действительно имеют место в казахстанских судах, но у фонда есть кейсы, где в судах апелляционной инстанции к мнению правозащитников прислушивались и решения коллег из райсудов отменяли. Происходит же это, по его мнению, потому, что способы защиты гражданских прав предусмотрены только законами, а самому выдумать способ защиты, даже такой, как извинение, невозможно.
«Несколько лет назад в Шымкенте был показательный процесс. Парень обещал жениться на девушке, обещания не сдержал, и несостоявшаяся невеста подала иск в суд с требованием, чтобы молодой человек все-таки на ней женился. Суд в итоге дело прекратил, сказав, что такой способ защиты гражданских прав, как понуждение к заключению брака, законом не предусмотрен. Требовать извинения – из той же оперы: в законодательстве РК нет понуждения извиниться как нормы защиты прав», — сказал юрист в комментарии «Республике».
Более того, такое решение, считает Сергей Утин, еще и нарушает свободу мнения, которая прописана в Международном пакте о гражданских и политических правах (ратифицирован Казахстаном в 2005 году).
«Извинение по сути – признание, что ты не прав и меняешь свое мнение о человеке. А когда суд заставляет тебя извиняться, и ты это делаешь публично, подразумевается, что ты признаешь неправоту своего мнения. Это категорически запрещено: не может суд понудить изменить мнение. Он может признать некие сведения не соответствующими действительности, потребовать их опровергнуть, но при этом ответчик может оставаться при своем мнении», — объяснил юрист.
Что касается использования фотографии, если человек сам выкладывает ее в свободном доступе, то он разрешает ее использование без дополнительного согласия. Здесь Уткин делает отсылку сразу к двум законодательным актам.
Первый — это Закон РК «О масс-медиа»: журналисты имеют право использовать фото, выложенные в открытых аккаунтах в соцсетях.
Второй – это Закон РК «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе», содержащий аналогичную норму, и нормы которого распространяются на соцсети.
«Да, есть статья 145 Гражданского Кодекса РК, которая защищает право на изображение. Но в ней же есть и оговорка: «согласия не требуется, если это установлено законами РК», о чем я и сказал выше», — подчеркнул Сергей Уткин.
Сейчас Нурболат Базарбекулы намерен обжаловать решение суда города Сатпаева в Верховном суде РК. Будем надеяться, что хоть там чтут законодательство страны.
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
_
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887. И другие способы на этой странице.