Site icon respublika.kz.media

Обречен исправлять. Почему Токаев стал заложником Назарбаева?

Планы Акорды серьезно увеличить налоговую нагрузку на бизнес и физических лиц обеспокоил если не всех жителей республики, то по крайней мере экономически, социально и политически неравнодушных. Но даже массовое недовольство вряд ли заставит казахстанские власти отказаться от этой идеи. Просто потому, что у них нет другого выбора.

Все дело в том, что «Новый Казахстан» Касым-Жомарта Токаева не только прямой наследник «Старого Казахстана» Нурсултана Назарбаева, но и заложник тридцатилетней политики первого президента.

Если посмотреть на недалекое прошлое со стороны, то нетрудно заметить, что бывший «лидер нации» успешно выполнил свою историческую миссию.  И состояла она отнюдь не в создании суверенной казахской (казахстанской) государственности, как нам рассказывали тридцать с лишним лет подряд.

Речь идет о совершенно другом.

По нашему мнению, миссия бывшего елбасы была, во-первых, в возврате рыночных отношений в страну и, во-вторых, в осуществлении процесса первоначального накопления капитала.

Обе эти задачи всегда в истории человечества взаимосвязаны, и Нурсултан Назарбаев, можно сказать, их выполнил. Причем и он сам, и его клан на этом прилично заработали – по нашей оценке, на два порядка больше, чем экс-президенты других бывших республик СССР.

Но чтобы удержаться у власти, первый президент РК должен был думать и о том, как «удовлетворять массы», чтобы экономический, социальный, политический и так далее протест не выходил за рамки. И главным инструментом у него в этом был не репрессивный аппарат, а подкуп.  

Формировавшаяся казахстанская элита подкупалась уникальной возможностью грабить госбюджет и кассы квазигосударственных компаний, плюс им давалась возможность зарабатывать деньги, занимаясь бизнесом,

Рядовых казахстанцев «покупали» главным образом за счет социальной поддержки, в том числе путем сдерживания роста розничных цен и тарифов. В результате чего цены на многие группы товаров и услуг, в частности на горюче-смазочные материалы, услуги здравоохранения, связи и многое другое, были в Казахстане всегда ниже, чем в соседних государствах, не говоря уже про развитые страны мира.

Однако проблема в том, что в настоящий момент второй президент РК Касым-Жомарт Токаев и его команда продолжать такую политику подкупа уже не могут по вполне понятным причинам.

Во-первых, потому что после январских событий 2022 года они уже были вынуждены резко увеличить госрасходы, чтобы успокоить казахстанцев.

Во-вторых, потому что эффективность казахстанской экономики, ориентированной в первую очередь на добычу полезных ископаемых, зажатую внутри континента и между более конкурентоспособными государствами, растет не настолько, чтобы прокормить растущее население — с завышенными социальными ожиданиями, привыкшее к тому, что государство их поддерживает, и не готовое трудиться не покладая рук.

Иными словами, «Новый Казахстан» Токаева обречен исправлять то, что натворил «Старый Казахстан» Назарбаева. И пытаться вывести страну на новый маршрут. Но получится ли это у Акорды?

Скорее всего, нет, потому что она по-прежнему не готова к подлинному диалогу с гражданами и предпочитает, как и раньше, забалтывать проблемы. Как следствие, «суперпрезидентская» вертикаль двигается наугад —  делает шаги то вперед, то в сторону и отслеживает, к чему они приводят.

С одной стороны, это вполне разумная политика в условиях, когда государство и правящая элита не доверяют народу. С другой стороны, это существенно усиливает взаимное недоверие, выливающееся сначала в массовое недовольство бизнеса и казахстанцев, а затем в активное противодействие с их стороны. И хорошо, если это будет происходить только в сфере налогообложения.

Впрочем, повторения январских событий 2022 года в ближайшие пару лет, по нашей оценке, не будет. 

Вот, к примеру, в прошлом году Акорда серьезно повысила оплату коммунальных и прочих услуг – согласно официальным данным Бюро национальной статистики за 2024 год, холодная вода подорожала на 43,2%, отопление — на 23,1%, горячая вода на 21,3%, электроэнергия – на 18,9%, газ – на 12%, связь – на 16,8%, медицина – на 12% и т. д. И что? При всем массовом недовольстве ростом цен со стороны казахстанцев на улицы никто не вышел и здания госструктур не штурмовал. Не привело к заметному обострению внутриполитической ситуации и недавнее решение снять ограничения на цены на моторное топливо.

Так что «Новый Казахстан» Токаева может продолжать реализацию миссии по возвращению на территорию республики рыночной экономики, но делать это ему придется в принципиально иных условиях — когда первоначальное накопление капитала уже состоялось, а главные риски для нынешних властей удвоились. Ведь к риску массовых протестов со стороны казахстанцев прибавился риск протеста самых богатых и влиятельных людей в республике.

На вопрос, стоит ли ожидать передела собственности в стране в связи с тем, что Нурсултан Назарбаев, его родные и близкие оказались отодвинуты от политической власти, ответ может быть только один – да.

Более того, этот передел уже идет. Вопрос только в том, насколько он будет кардинальным в ближайшие пять лет — до истечения президентских полномочий Касым-Жомарта Токаева. Если таким, как сейчас, то революции с бегством очередного «лидера нации» не будет.

Если же передел будет до «основанья и затем» – вот тогда январские события 2022 года могут оказаться всего лишь предтечей куда более жестких событий. Точно так же, как январская революция 1905 года стала предтечей февральской и затем октябрьской революций 2017 года в Российской империи.

УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ о происходящем в Казахстане:
БОЛЬШЕ оперативных и важных НОВОСТЕЙ в нашем Telegram-канале:
https://t.me/respublikaKZmediaNEWS.  

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!

_

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона  8 777 681 6594  или карты 4400 4302 1819 1887.  И другие способы на этой странице

Exit mobile version