Site icon respublika.kz.media

Ничтожные величины. На что не хватает сил у гражданского общества

В конце апреля президент Токаев сделал ряд громких (но не оригинальных) заявлений на сессии Ассамблеи народа Казахстана – помимо всего прочего, обвинил неких неназванных журналистов и правозащитников в провокациях. Однако последние недели были ознаменованы совсем другой историей – либеральные активисты в социальных сетях «отменяли» актера Серика Шарипа и блогера-пиарщика Алишера Еликбаева.

Первый попал под раздачу после рукоприкладства в отношении своей девушки, а второй – после интервью с актером, которое справедливо было оценено как попытка обелить его репутацию. Плюс Еликбаеву припомнили былые “подвиги”, в первую очередь его пропагандистскую работу в Жанаозене в 2012 году.

Возмущение в адрес этих двух вполне справедливо. Жаль, правда, что сил нашего «гражданского общества» хватает только на блогеров и актёров посредственных фильмов, но не на более крупные величины. 

Журналист Данияр Молдабеков в своей колонке для «Республики» – о незаметной стороне «культуры отмены» в Казахстане. 

Ничтожные величины

Мы живём в условиях, когда перед всякой относительно сложной и неудобной мыслью приходится выставлять мысли очевидные и простые, поэтому с них и начну: бить женщин низко, подло и неприемлемо. Осуждение насилия это хорошо и правильно, осуждение адвокатов насилия – тоже.

В то же время я заметил, что все эти волны возмущений в большинстве случаев направлены на довольно ничтожные величины – актёров вульгарных и скучных фильмов, каких-то блогеров. И поделом им, повторяю, поделом.

Но я не видел никаких попыток со стороны значительной части наших либералов, независимых от всего и вся безгрешных праведников закенселить, например, нашу Генпрокуратуру, которая упорно игнорирует журналистские запросы по поводу «расследования» убийства Айдоса Садыкова.

Напомню,  что человека убили среди бела дня на глазах у жены выстрелом в голову, в июне будет годовщина. Подозреваемые связаны с нашими правоохранительными органами.

Также я не помню попыток… ну ладно, не закенселить, а хотя бы РОБКО возмутиться по поводу слов государственного советника Ерлана Карина, заявившего, что 6 января 2022 года на площади Республики в Алматы (там, где люди стояли с максимально мирными плакатами: “Мы простой народ, а не террористы”) не применялось оружие.

Шансы на демократию

В начале этого года мы с коллегами наблюдали (пока его не закрыли) за судом над подполковником Нацгвардии Айтчаном Аубакировым, которого приговорили к 7 годам лишения свободы по статье о превышении власти – за убийство двоих безоружных человек как раз 6 января, в день, когда, по словам Карина, не применялось оружие. Допрошенные в суде спасатели рассказали, как 7 января они собирали трупы на площади. В том числе – трупы в наручниках.

«Наручники я помню точно. Еще, кажется, чёрная куртка была», — вспоминал спасатель Сакен Сисабаев.

«Я даже одежду не помню. Единственная отличительная черта, которую я запомнил, это наручники. Потому что это такая яркая примета», — говорил его коллега Юрий Сергеев.

Итак, преступление было? Было. Госсоветник, подобно именитому блогеру, защитившему агрессора, защитил других, более крупных и могущественных агрессоров? Защитил. Видели ли вы такие же упорные, последовательные и яростные попытки закенселить людей из АП? Я вот не помню такого.

Ни в коем случае никого не осуждаю, кто я вообще такой. Поэтому без обвинений, спокойно и доброжелательно предлагаю подумать над таким вопросом: стали бы мы как общество более взрослыми и зрелыми, увеличили бы мы наши шансы на строительство демократических, правовых институтов, если бы наш праведный гнев был направлен не только на мелкие цели в виде актёров плохих фильмов и скучных блогеров, но и на злоупотребления государства?

Этот текст — не провокация

Возвращаясь к выступлению президента на сессии АНК, с которого я начал эту колонку. Напомню его слова:

«Приходится констатировать, что, позиционируя себя поборниками свободы слова, отдельные якобы правозащитные организации, блогеры и журналисты пытаются везде и во всем искать в Казахстане негативную политическую подоплеку, по сути, устраивают провокации».

Этот текст – не провокация, а лишь попытка поговорить о злоупотреблениях властью. То есть выполнение прямых журналистских обязанностей.

Насилия и лжи в нашей стране действительно много. И исходят они не только от актёров и блогеров – ещё раз повторяю, действительно, персонажей несносных и неприятных, – но и от сил куда более могущественных. Просто напоминаю.

БОЛЬШЕ оперативных и важных НОВОСТЕЙ в нашем Telegram-канале:
https://t.me/respublikaKZmediaNEWS

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»

 

В Казахстане почти нет независимой прессы. Власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам, осмеливающимся их критиковать. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.

 

«Республика» никогда не зависела ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем. УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О НАС можно здесь.

 

Поддержать нас можно разными способами — они есть на этой странице.

Exit mobile version