Гомофобия в Казахстане на государственном уровне достигла своего апогея: депутаты мажилиса законодательно утвердили ответственность за пропаганду ЛГБТ, внеся поправки в «некоторые законодательные акты по вопросам архивного дела». Если эти изменения будут одобрены сенатом, а затем подписаны президентом, «пропагандирующих» будут штрафовать на 20 либо 40 МРП (в 2025 году 1МРП составляет 3 932 тенге), а то и вовсе отправлять на 10 суток в спецприемник для административно арестованных.
«В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, предусмотрены нормы по ограничению размещения в публичном пространстве, а также с использованием средств массовой информации, сетей телекоммуникаций и онлайн-платформ, информации, распространяющей пропаганду педофилии и (или) нетрадиционной сексуальной ориентации», — говорится в заключении к законопроекту, одобренному мажилисом.
Архивы все стерпят
Согласитесь, под словом «пропаганда» можно понимать все, что угодно – казахстанские законы зачастую грешат этакими расширительными толкованиями. Впрочем, после голосования депутаты решили объясниться: по их словам, каминг-аут или «если мужчины гуляют и при этом держатся за руки» — это их личное дело и пропагандой не является.
«Под пропагандой нетрадиционной сексуальной ориентации понимается распространение информации о нетрадиционной сексуальной ориентации, приверженности к ней, совершенное публично или с использованием масс-медиа, сетей телекоммуникаций, в том числе намеренно искаженной для неопределенного круга лиц в целях формирования положительного общественного мнения», — зачитал формулировки законодательных поправок депутат мажилиса Елнур Бейсенбаев.
То есть, если поправки вступят в силу, само слово «гомосексуализм» тоже можно будет считать пропагандой.
А от себя лично депутат еще добавил, что он сам понимает под пропагандой.
«Только когда они аргументированно говорят о том, что мы должны их поддерживать, что они тоже являются частью этого общества, и призывают к ним вступить или в союз вступить и так далее. И они задают обществу направление, что это благое дело. Призывают общество, чтобы их поддержать. Вот это и является пропагандой», — цитирует Бейсенбаева КазТАГ.
Понимаем буквально: если гомосексуалы аргументированно заявят, что «являются частью этого общества» — это пропаганда. А что, их уже исключают из общества? В общем, судам, если что, будет где разгуляться.
При этом, как ни крути, сложно представить, что запрет пропаганды однополых отношений как-то вяжется с архивными делами, в закон о которых их умудрились вставить. Но депутат пояснил логику законотворцев: логики здесь нет!
Не верите? Вот вам еще одна его сентенция, которая ярче всяких комментариев показывает мыслительный процесс мажилисмена сотоварищи:
«Нет, там логики нет, это право депутатов – в какой законопроект они хотят заходить с разными поправками, в тот заходят, а рабочая группа решает (…) Нет, связывать не надо. Это нормальный регламент. Законопроект готовится не только по одному закону. Законопроект готовится по ряду законов. Это нормальный формат работы. Ничего странного в этом нет. Это право депутатов».
Вот так у нас пишут законы. Подвернулся первый попавшийся законопроект – туда и внесем поправку. Да, в дальнейшем эти нормы коснутся аж девяти других законов, но изначально они будут содержаться в законе об архивах.
Воистину, чудны дела твои, мажилис…
Лицемерие, цензура, пропаганда ненависти
Принимая поправки, запрещающие пропаганду однополых отношений, депутаты начисто проигнорировали замечания правозащитников, которых сами же приглашали на заседание рабочей группы по этому вопросу. А прислушаться, меду прочим, было к чему.
Вот что, в частности, сказала на том заседании правозащитница Татьяна Чернобиль:
«Все, при чем мы сегодня присутствуем, не просто антинаучно, но и попытка приписать ничего не подозревающим невинным людям преступные намерения, то есть обвинить их в попытке обаять, соблазнить, совратить, обратить кого-то/детей во что-то или в кого-то. Но что это как не ложный донос или распространение заведомо ложной информации?
В нашей Конституции, равно как и в международных стандартах в области прав человека, из подлежащих запрету видов пропаганды существует только два: (а) пропаганда войны и насилия и (б) пропаганда вражды и ненависти. Всё. Соответственно, так как то, в чем сейчас упражняются радетели запрета так называемой «пропаганды ЛГБТ», как раз и является «подстрекательством к дискриминации, вражде или насилию», то вот это и есть пропаганда ненависти по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности.
Таким образом, в лице заинтересованных депутатов мы наблюдаем попытку навязать государству в качестве официальной политики пропаганду ненависти к части своих же сограждан, то есть институализировать вражду. Все это — прямой шаг к нарушению Казахстаном своих международных и конституционных обязательств».
Правозащитница предложила сторонникам запрета ответить на два вопроса:
- Как вы будете, и будете ли, отличать «пропаганду ЛГБТ» от свободы слова или выражения мнения этих людей?
- Что останется от свободы слова или выражения у ЛГБТИК-людей в общественном пространстве, после введения вашего запрета?
Ее ответы: Никак и ничего. «Вердикт, по-моему, очевиден: в Казахстане узаконивается открытая дискриминация по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности», — сделала выводы Татьяна Чернобиль.
Директор Human Rights Consulting Group, сооснователь правозащитной ЛГБТКИА+ инициативы REQUEST Арсен Аубакиров на том же заседании напомнил, что десять лет назад депутатами уже предпринималась попытка запретить пропаганду ЛГБТ, но Конституционный Совет признал такие поправки не соответствующими Конституции.
Конституция Казахстана в этой части не менялась, зато появился Конституционный Суд, и, следовательно, будет возможность обжаловать обсуждаемый законопроект, если он будет принят.
Кстати, после этого замечания прозвучало еще более бредовое, чем сами поправки, предложение депутата Анаса Баккожаева прямо в Конституции прописать, что «Казахстан не признает ЛГБТ». Что тут скажешь? Этак можно написать, что мы и зиму не признаем, но от этого зима сама собой не отменится.
Журналистка Асем Жапишева назвала принятые поправки «цензурой»:
«Если у вас не хватает ума понять, что закон против ЛГБТ-пропаганды принят не против геев, а для усиления цензуры, значит, вы идеальная целевая аудитория этого закона: вам внушили, что речь о морали, а на деле закон нужен для полного контроля над всеми, чтобы под видом «защиты детей» запрещать СМИ, искусство. Сегодня ЛГБТ, завтра женщины, а послезавтра это любая критика власти. Цензуру всегда оборачивают в обертку «заботы о нравственности».
Директор Правового медиа-центра Диана Окремова говорит о лицемерии депутатского корпуса:
«Первое слово, которое приходит на ум, когда я читаю такие новости — лицемерие. Потому что такой закон не будет защищать детей. Он будет усиливать страх, нетерпимость, цензуру и дискриминацию. Ну и наше фирменное — неопределенность формулировок. Что будет считаться пропагандой? Чего теперь бояться? И вот еще вопрос: перед кем так выслуживаются депутаты и почему именно сейчас? Ведь очевидно, что в стране есть намного более острые проблемы… Вот это, я считаю, и есть – лицемерие».
Чужаки нам не указ
За день до рассмотрения поправок заявление о недопустимости подобного рода инициатив распространила бельгийская правозащитная организация «Международное партнёрство по правам человека» (IPHR).
«Попытка Казахстана запретить «пропаганду ЛГБТ» противоречит призывам органов ООН по правам человека, которые неоднократно выражали обеспокоенность по поводу нарушений прав ЛГБТИК+ в Казахстане.
_
Совсем недавно, 3 сентября, Комитет ООН по правам человека заявил, что Казахстану следует «удвоить усилия по борьбе с дискриминацией, стереотипами и предрассудками в отношении лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров… и укрепить правовую базу для обеспечения равных прав лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров».
_
Конституция Казахстана защищает от дискриминации и гарантирует свободу слова и право на свободное получение и распространение информации. Власти Казахстана ещё могут поступить правильно и добиться отмены этих неправомерных поправок», — говорится в документе, подписанном семью международными правозащитными организациями.
(Впрочем, эти «международники» уже получили суровую отповедь от депутатов в том смысле, что они лезут не в свое дело.
«Это нонсенс, чтобы кто-то путем информационного давления навязывал нам свою точку зрения. Говоря о нарушении международных обязательств, эти организации сами своим заявлением нарушают международную практику, пытаясь давить на нас. Это неприемлемо», — заявил по этому поводу мажилисмен Никита Шаталов.
Попытка номер…
Сколько было попыток «обуздать» «распоясавшихся» геев и лесбиянок в Казахстане (это ж надо, «лесбийский курылтай» объявили) – уже, наверное, и не счесть. Только за последний полтора года эта – третья.
Так, в апреле 2024 года в ходе обсуждения закона «О масс-медиа» два мажилисмена — Асхат Аймагамбетов и Жанарбек Ашимжанов – намеревались протащить в него «антигейскую» поправку, но тогда попытка провалилась.
Осенью минувшего года депутат Ринат Заитов хотел объявить «экстремистским» фем-движение Feminita (как раз за проведение «лесбийского курылтая»), о чем и просил в депутатском запросе генерального прокурора.
Нынешние поправки инициировали 15 депутатов мажилиса (отметим себе эти имена): Едил Жанбыршин, Ринат Заитов, Ардак Назаров, Самат Мусабаев, Аманжол Алтай, Ерболат Сатыбалдин, Ажар Сагындыкова, Наталья Дементьева, Жанарбек Ашимжанов, Болат Керимбек, Нурлан Ауесбаев, Айна Мурсалимова, Ирина Смирнова, Нургуль Тау и Гульдара Нурым.
Есть еще шанс, что сенаторы или президент «завернут» инициативу. Но надежды мало: сенат находится в стадии расформирования, а Касым-Жомарт Токаев и сам уже не раз поминал гомосексуалов «добрым» словом как чуждое нам явление.
Кстати, гипотеза о том, что самыми ярыми гомофобами являются латентные гомосексуалы, получила очередное подтверждение. Ученые из Университета Джорджии попытались доказать это экспериментально.
Не будем подробно описывать, как проводился эксперимент (об этом, если интересно, вы можете прочитать здесь ), но вывод ученых таков:
«Люди, которые признают негативное отношение к гомосексуализму, демонстрируют значительное сексуальное возбуждение к мужским гомосексуальным эротическим стимулам. Гомофобия, очевидно, связана с гомосексуальным возбуждением, которое гомофобный человек либо не осознает, либо отрицает».
Результаты эксперимента опубликованы в Journal of Abnormal Psychology — рецензируемом журнале Американской психологической ассоциации.
Мы ни на что не намекаем…
БОЛЬШЕ оперативных и важных НОВОСТЕЙ в нашем Telegram-канале:
https://t.me/respublikaKZmediaNEWS
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»
_
В Казахстане почти нет независимой прессы. Власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам, осмеливающимся их критиковать. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.
_
«Республика» никогда не зависела ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем. УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О НАС можно здесь.
_
Поддержать нас можно разными способами — они есть на этой странице.

