Site icon respublika.kz.media

«Удар под дых». Частные школы — за честные деньги, но в правительстве решили «навести порядок»

850 школ, в которых обучаются порядка 300 000 школьников – так сегодня выглядит система частного школьного образования в Казахстане. Однако завтра может уже все быть по-другому — с легкой руки президента страны и премьер-министра эта система может получить «удар под дых», от которого не оправится.

Об этом говорили на пресс-конференции 15 января руководители частных школ Алматы и алматинского региона. Произойти это, по их мнению, может потому, что глава государства, предлагая навести порядок с выделением бюджетных средств частным школам, просто не в курсе, как обстоят дела с этим финансированием.

Правда, сами педагоги в ходе брифинга выбирали более дипломатичные выражения, но давайте будем называть вещи своими именами.

Президенту предоставляют искаженную информацию

Напомним, что навести порядок в сфере бюджетного финансирования частных учреждений образования президент призвал в интервью газете «Turkistan».

Бауыржан Бабажанұлы  берет интервью у Касым-Жомарта Токаева. Фото с сайта Акорды

«Возьмите, к примеру, систему среднего образования, в которой владельцы даже частных школ получают огромные государственные субсидии. Все регионы обязали выделять большие финансовые средства на содержание частных школ, детских садов, центров обучения и кружков согласно принципу «подушевого финансирования».

При этом бюджетные средства также идут в элитные школы, принадлежащие состоятельным предпринимателям, и где родители платят за обучение детей большие деньги.

Сама система государственного финансирования этой сферы нуждается в реформировании. Нынешний искаженный порядок, внедренный бывшими руководителями министерства, приведет к хаосу, потому что средств уже не хватает», — сказал Касым-Жомарт Токаев в вышеупомянутом интервью.

Правительство взяло «под козырек»: 6 января на совещание по реформированию системы госфинансирования частных образовательных и медицинских организаций премьер-министр РК Олжас Бектенов распорядился внести конкретные предложения по решению указанных вопросов.

«Если бизнес не способен работать в условиях честной конкуренции, нужен ли нам вообще такой бизнес? Всем известно, что в этой сфере широко распространено мошенничество», — отметил премьер.

Оставив вопрос мошенничества за скобками, руководитель одной и частных школ Алматы Алина Мурзаева заметила, что «главе государства по отдельным вопросам, связанным с деятельностью в социальной сфере, доставляется информация в искаженном виде».

В частности, частные школы не получают из бюджета никаких субсидий – а только то, что причитается им в рамках «подушевого финансирования».

Алина Мурзаева

«Размер подушевого финансирования одинаковый (в среднем он составляет 55 тыс. тенге) и не зависит от формы собственности организации образования. Данная методика применяется на всей территории РК и направлена на реализацию конституционного права ребенка на бесплатное среднее образование. Частная школа получает финансирование исключительно за фактический контингент детей, которые обучаются, с учетом движения в течение года. То есть, если ребенок пришел в сентябре, а в октябре ушел, школа получит финансирование за него только в сентябре. Утверждение об ином финансировании частных школ в корне некорректно и не отражает реальную модель распределения бюджетных средств», — подчеркнула спикер.

В свою очередь учредитель частной школы «ДАНА» Рената Толегенова напомнила, что государственные школы вовсе не являются бесплатными, они финансируются за счет налогоплательщиков, поэтому, считает она, «важно говорить не о форме собственности школы на сегодняшний день, а об эффективности и прозрачности использования этих средств».

«Порядок в системе необходим, но он должен быть цифровым, справедливым и точечным, без дискредитации всего сектора, которая бьет по детям и по доступности образования», — заметила Толегенова.

Рената Толегенова

Плюс ко всему педагоги утверждают, что частная школа вообще обходится государству дешевле, чем государственная, потому что все иные затраты (отопление, питание, ремонт и т.д.) на бюджет не ложатся, это оплачивают родители учеников. И за счет этого частные школы в большинстве своем обеспечивают полный дневной формат пребывания ребенка, обучение, питание, воспитание, развитие, дополнительную занятость.

Дети, обучающиеся в частных школах, как правило, не посещают дополнительные кружки и секции вне школы, так как получают комплексное развитие в рамках образовательного процесса.

В два раза дороже

Также, несмотря на то, что частные школы значительно меньше государственных, они частично решают вопрос дефицита школьных мест.

На примере Алматы ситуация выглядит следующим образом: в настоящий момент в 117 частных организациях образование получают порядка 40 тысяч детей, но при этом дефицит мест в государственных учреждениях образования составляет также около 40 тысяч.

«Вот у нас, допустим, частная школа находится в центре города. Вокруг нас три государственные школы, все переполнены: при проектной мощности 650 ученических мест там обучается по 2000. С наших школ, если мы закроемся, куда должны перейти дети? В эти же школы, которые и так уже переполнены. Поэтому мы говорим о том, что для города частные школы просто необходимы», — утверждает Алина Мурзаева.

Но не закрыться частные школы, если им сократят подушевое финансирование, могут только в одном-единственном случае: если повысят оплату за обучение. Как сказала сооснователь первой независимой инклюзивной школы Insight school Салтанат Мурзалинова-Яковлева, при средней плате родителей 105-120 тысяч тенге в месяц для выживаемости эту плату придется поднять вдвое.

Все ли семьи, сегодня выбравшие частную школу по различным мотивам, смогут оплачивать такую сумму – очень большой вопрос.

Куда пойдут «особые» дети?

Кстати, особняком стоит вопрос о так называемых инклюзивных школах, которые наряду с нормотипичными детьми посещают дети с особыми потребностями. По словам Салтанат Мурзалиновой-Яковлевой, такие школы должны быть малокомплектными, тогда как государство стремится строить школы большие.

Салтанат Мурзалинова-Яковлева

«Большие школы — это прекрасно, это замечательно. Но малокомплектные школы не строятся, а они крайне необходимы, например, детям с особыми потребностями. Сегодня такие школы вырастают из гражданских инициатив. Например, в нашей школе 30% детей с особыми потребностями, 70% — нормотипичных. И у нас нет жалоб со стороны родителей обычных детей в отношении особенных.

Мы воспринимаем нашу школу как площадку для разработки программ работы в смешанных классах, и готовы распространять их дальше. И все эти годы мы шли в регионы и рассказывали, что и у них можно создавать такие школы, а государство поможет. А сейчас мне, в общем-то, регионам предложить нечего. Что я должна сказать? Ищите инвесторов?» — разводит она руками.

В сложившейся ситуации педагог утверждает, что с «реформированием системы государственного финансирования частных образовательных и медицинских организаций» нарушаются права не частной школы:

«Нарушаются права людей, которые выбрали для своих детей обучение в частной школе – по каким-то своим причинам. Об этом надо говорить».

За диалог

Если в правительстве вспомнят о «слышащем государстве», представители частного сектора образования готовы к конструктивному диалогу, не выставляя никаких ультимативных требований.

«Мы хотим обратиться к вице-премьеру Аиде Балаевой. Она в декабре встречалась с представителями частного сектора образования в городе Алматы, поэтому хотим обратиться именно к ней с предложением о создании постоянной рабочей группы по вопросам, затрагивающей деятельность частных школ

В ее состав могут войти представители частных организаций в разных регионах.

Считаем, что создание такой группы позволит выработать системные и взвешенные решения по вопросам деятельности частных школ, обеспечить объективный и профессиональный диалог между государственными органами и частным сектором. предотвратить искажения информации при формировании управленческих и политических решений, повысить прозрачность и эффективность регулирования сферы образования в интересах детей, родителей и государства», — озвучила предложение Алина Мурзаева.

Кстати, отдельно спикеры пресс-конференции подчеркнули, что из 850 частных школ в стране 330 работают без родительской доплаты – только за счет государственного образовательного заказа.

Фото Юлии Козловой
БОЛЬШЕ оперативных и важных НОВОСТЕЙ в нашем Telegram-канале:
https://t.me/respublikaKZmediaNEWS и https://t.me/RESPUBLIKAexpertKZ

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»

 

В Казахстане почти нет независимой прессы. Власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам, осмеливающимся их критиковать. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.

 

«Республика» никогда не зависела ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем. УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О НАС можно здесь.

 

Поддержать нас можно разными способами — они указаны на этой странице.

Exit mobile version