Site icon respublika.kz.media

Соратники Марата Жыланбаева и его авдокат заявили о давлении

Марафонец и политический активист Марат Жыланбаев отбывает срок уже третий год подряд. Вместе с соратниками он десятки раз подавал документы на регистрацию партии «Алға Қазақстан» и критиковал власти, не прибегая к насилию, но его осудили на семь лет за «участие в деятельности запрещенной организации» и «финансировании экстремизма».

Под «запрещенной организацией» имеется в виду ДВК (столичный суд считает движение экстремистским, в резолюции ЕС ДВК называют мирным оппозиционным движением — Ред.), участие в которой Жыланбаев отрицал.

В 2023 году он заявил, что «не являлся участником партии ДВК», но «поддерживает многие политические, социальные и экономические программы».

«Так как вижу целесообразность их внедрения. Одним из оснований обвинения служит, что я напрямую общался с Аблязовым. А разве это преступление?», — писал Жыланбаев.

«Финансирование экстремизма», по словам его соратников, заключается всего лишь в переводе средств одной из активисток так и не получившей регистрацию партии «Алға Қазақстан» Бибигуль Имангалиевой.

Два года назад на пресс-конференции в Казахстанском международном бюро по правам человека (КМБПЧ) Имангалиева рассказала, что во время выборов в парламент и маслихаты на счет Жыланбаева через соцсети собирались деньги, которые планировалось потратить на регистрационные взносы для оппозиционных кандидатов-одномандатников.

Среди этих кандидатов была и Имангалиева.

В уголовном деле Жыланбаева ее называют участницей «экстремистской организации» ДВК – вопреки тому, что участие Имангалиевой в этом движении не доказано. Нет в отношении нее и соответствующего приговора суда. А переведенные ей Жыланбаевым средства пошли на оплату регистрационного взноса, который должны уплачивать кандидаты на выборные должности. 

Сейчас нечто похожее происходит в деле соратника Жыланбаева, председателя организационного комитета  «Алға Қазақстан» Амангельды Джахина. Только в его деле речь о переводе средств другим людям — самому Жыланбаеву и активисткам, которых посчитали активистками ДВК.  

Об этом шестого февраля на пресс-конференции в КМБПЧ рассказал член оргкомитета партии Сергей Измайлов.

Причем эти активистки, по словам Измайлова, не имели судимости, а Жыланбаеву 20 тысяч тенге Джахин перевел до вступления приговора в силу.

НАПОМНИМ, ЧТО Амангельды Джахин задержан в рамках расследования уголовного дела по статье 405 часть 2 («участие в экстремистской организации») и статье 258 часть 1 («финансирование экстремизма»).

О давлении со стороны властей говорят и адвокаты Жыланбаева.

Адвокат марафонца Мейржан Доскараев заявил, что его адвокатской деятельности препятствуют «с апреля 2025 года». По словам Доскараева, в прошлом году сотрудник учреждения, где отбывает срок Жыланбаев, начал требовать от адвоката показать записи, которые он сделал во время встречи с политзаключенным. Там был список того, что на тот момент требовалось Марату Жыланбаеву.

«Это сопровождалось физическим давлением, попыткой силой забрать мои рабочие материалы», — говорит адвокат Доскараев.

Он подал заявление в прокуратуру о воспрепятствовании его законной деятельности. Документ ходил по инстанциям, а в итоге Доскараеву ответили, что никаких нарушений не было. После этого его «то допускают до подзащитного, то отказывают по надуманным предлогам».

Один из свежих примеров отказа по нелепой причине — совсем недавний. В конце января этого года Доскараева не пустили на встречу с клиентом, заявив, что Жыланбаев не подавал заявления на встречу. Ранее несколько раз во встрече с политзэком отказали другому его адвокату — Денису Малюге.

В прошлом году на Доскараева завели дело о «распространении заведомо ложной информации», которое закрыли в минувшем августе. Он назвал дело политически мотивированным и связал с защитой Жыланбаева.

Доскараев также рассказал о активистке Эльвире Бекзадиной, матери двоих несовершеннолетних детей. Днем 16 декабря прошлого года она, по словам адвоката, вышла из дома со своими детьми и цветами, которые планировала возложить к памятнику жертв голода тридцатых — в память о погибших в декабре 1986 года. Бекзадину задержали вместе с детьми, рассказал Доскараев, и отвезли в Управлении Сарыаркинского района Астаны.

По словам адвоката, Бекзадиной при задержании повредили руку, а ее семилетней дочери порвали куртку.

«Эти факты есть, есть медицинские справки», — говорит Доскараев.

На следующей день были поданы жалобы на действия полиции, но их вернули в Управление полиции, на которое адвокат и его подзащитная как раз и жалуются.

«Наши доводы остаются без внимания и без рассмотрения», — заявил Доскараев.

Напомним, что в прошлом году в ООН преследование Марата Жыланбаева назвали произволом и дискриминацией по признаку политических убеждений. 

Больше о ситуации с Маратом Жыланбаевым читайте по этим ссылкам:

НАПОМНИМ, ЧТО

_

Марат Жыланбаев известен не только в Казахстане. Он единственный в мире ультрамарафонец, который в 1990-е годы пробежал все крупнейшие пустыни: Каракумы, Сахару, Большую Викторию и Неваду, и семь раз попадал в Книгу рекордов Гиннесса. Но судили его, понятное дело, не за участие в супермарафонах, в ходе которых он придал Казахстану популярности побольше иных политиков, а за его гражданскую позицию и критику власти.

_

Ему покорились пустыни, но не политическая система родной страны: в 2022 году он несколько раз пытался зарегистрировать в Минюсте партию «Алга, Казахстан», а в этом стал обвиняемым по двум статьям уголовного кодекса.

_

Жыланбаеву вменили преступления, предусмотренные статьями 405 («Организация и участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации после решения суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма или терроризма») и 258 («Финансирование террористической или экстремистской деятельности и иное пособничество терроризму либо экстремизму») УК РК и предусматривающие наказание до 6 и 12 лет лишения свободы соответственно.

_

Прокурор просил посадить Жыланбаева на 10 лет, суд остановился на 7 годах.  

БОЛЬШЕ оперативных и важных НОВОСТЕЙ в нашем Telegram-канале:
https://t.me/respublikaKZmediaNEWS

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»

 

В Казахстане почти нет независимой прессы. Власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам, осмеливающимся их критиковать. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.

 

«Республика» никогда не зависела ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем. УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О НАС можно здесь.

 

Поддержать нас можно разными способами — они есть на этой странице.

Exit mobile version