Суд об установлении административного надзора над гражданским активистом Максом Бокаевым, который должен выйти на свободу в феврале этого года, прошел 22 января. Принято решение о назначении ему максимально возможного срока надзора – три года.
Макс Бокаев — активный участник митинга против земельной реформы, прошедшего в апреле 2016 года. Его обвинили в «организации незаконного митинга», «разжигании розни» и «распространении заведомо ложной информации». Суд приговорил его к пяти годам тюремного заключения. Отвергшего все обвинения активиста международные правозащитники признали узником совести.
Решение суд № 2 по уголовным делам города Атырау огласил на заседании в стенах колонии УГ-157/9, где отбывает наказание Макс Бокаев. Заседание прошло без присутствия наблюдателей.
Как сообщает Радио «Азаттык», прокурор Умбеталин просил суд удовлетворить представление начальника учреждения, аргументировав это тем, что «считает, что уголовное преступление, за которое был осужден Макс Бокаев, относится к “экстремистским”, и наличием непогашенных взысканий у осуждённого. Судья Ержан Алипкалиев, разъясняя решение суда, заявил, что суд удовлетворил представление учреждения, так как считает, что Бокаев «не встал на путь исправления», «у него есть нарушения» и «он был осужден за экстремистское преступление».
Макс Бокаев сказал, что намерен обжаловать решение суда, сообщила его адвокат Жанар Сундеткалиева. По ее словам, Макс также заявил, что после выхода из тюрьмы намерен продолжать заниматься общественной деятельностью.
«Я считаю себя политическим заключенным, не считаю себя виновным. Общественные организации, международные организации, тысячи людей считают, что я политзаключенный. И то, что учреждение подало такое представление, является очередным доказательством того, что меня преследуют по политическим мотивам», — приводит адвокат слова Бокаева с заседания.
Почему и для чего активиста после его выхода на свободу поместят под административный надзор? Правозащитник Евгений Жовтис пояснил это так:
«Эта норма есть в специальном Законе Республики Казахстан от 15 июля 1996 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Согласно статье 2 этого Закона «Лица, за которыми устанавливается административный надзор», административный надзор устанавливается за лицами, отбывшими наказание за: а) преступления, совершенные при опасном рецидиве, а равно за террористические или экстремистские преступления… Это не имеет отношения к условному осуждению или условно-досрочному освобождению».
Поскольку Макс осужден по ст.174 УК РК за якобы возбуждение социальной розни, а эта статья относится к экстремистским, то ему и назначили административный надзор. Согласно ст.6 того же Закона административный надзор устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. То есть, Максу назначили максимально возможный срок. И согласно статье 431 Уголовного кодекса уклонение от административного надзора наказывается сроком до одного года лишения свободы.
Иными словами, власти просто «подвесили» Макса Бокаева на три года независимо от того, что срок он отбыл полностью.