Читая новость о том, что президент страны на расширенном заседании правительства всерьез полагает, что на МОН идет информационная атака, так и хочется написать следующее.
Уважаемый Касым-Жомарт Кемелович!
Ситуация в стране с образованием не просто критическая — она катастрофическая. Вы сами отмечали низкое качество учебников, говорили о снижении конкурентоспособности нации, подтверждали факт снижения читательской грамотности казахстанских школьников, точно также как и отметили неравенство в получении образовательных возможностей городских и сельских школьников.
Это не результат информационных атак на Министерство образования и науки Республики Казахстан. Это прямой результат работы чиновников от образования, а именно результаты их медлительности, неготовности к настоящим реформам, игнорирования вызовов времени и полное безразличие к происходящему.
Доказательства сказанному?!
МЕДЛИТЕЛЬНОСТЬ
Дистанционное образование было узаконено вами в начале текущего месяца — то есть в январе 2021 года. Хотя вопросы и перспективы дистанционного обучения в мире обсуждаются уже с начала прошлого десятилетия (2010-2020). В нашей стране об этой проблематике экспертами было сказано и написано не мало, я сам писал в средствах массовой информации, начиная с апреля 2020 года, что приказом МОН РК от 2015 года дистанционное обучение по сути объявлено вне закона. Более того, отметил этот факт в официальной беседе с руководством Министерства, в том числе и на круглом столе с участниками сферы образования. Однако никакой реакции не последовало.
Чиновники вместо быстрого и оперативного решения — несмотря на пандемию, несмотря на фактический переход на «онлайн-обучение», тянули целый год (!), чтобы просто узаконить одну из форм образования, которая в мире давным-давно считается обыденностью. О каком быстром и эффективном управлении в целом сферой образования тогда можно говорить?!
НЕГОТОВНОСТЬ К НАСТОЯЩИМ РЕФОРМАМ
Пандемия лучше всего продемонстрировала, что так называемые «цифровые реформы» Министерства образования и науки РК за последние годы лишь «выкачивали» деньги из республиканского бюджета на неэффективные, по мне — абсолютно вредительские проекты, изображающие лишь на бумаге инновации и прогресс. Многочисленные IT-системы, электронные учебники, переход на трехязычие, различные видео-и интерактивные доски и прочие псевдоинициативы являются лишь поводами для освоения бюджета. Где рост качества знаний?! Где улучшение позиций в международных рейтингах?!
Все предложенные за последние годы инициативы, в том числе озвученные президентом (которые ему приготовлены чиновниками министерства образования и науки), по сути, направлены лишь на увеличение нагрузки на бюджет страны, реальная же цель — увеличить доходы задействованных ныне структур в области образования.
Много говорится о качестве образования и качестве знаний. А как его измерить?! Как измерить качество знаний? — эти вопросы я публично задал руководству МОН РК и эти вопросы остались без ответа. Ведь все эти годы мы тратили национальный бюджет на множество разных проектов, предложите чиновникам публично перед народом продемонстрировать эффективность этих дорогостоящих решений!
В бизнесе эффективность оценивается очень просто — сколько тратишь и сколько зарабатываешь – разница между этими показателями это твоя эффективность.
МОН РК тратит национальные деньги из бюджета, при этом по факту не отчитывается перед государством об эффективности этих трат, говорится лишь про освоение бюджетной программы. А давайте применять бизнес-подходы к национальному бюджету в области образования. Например, сколько денег потратили на развитие казахского языка за 2015-2020 гг. и сколько казахстанцев благодаря этим потраченным деньгам теперь владеет казахским языком? А английским?!
Сколько государственных денег мы потратили на науку и сколько научных проектов смогло вернуть государственные инвестиции в виде налогов, роялти, патентов, добавленной стоимости?
Сколько государственных денег мы потратили на цифровизацию образования? Что получили в итоге и какая экономия? Какая эффективность?!
ИГНОРИРОВАНИЕ
В позапрошлом году вы лично давали поручение министру образования и науки РК об устранении устаревших требований госстандарта образования, сдерживающих развитие ВУЗов Казахстана. А именно — убрать требование о соотношении количества студентов к преподавателю — на 1 преподавателя должно приходиться не более 12 студентов (в разных учебных специальностях разные требования — в искусстве на 1 преподавателя 3 студента, в общих специальностях 8-12, на аграрных чуть поболее). Угадайте, в каком состоянии находится ваше поручение?!
Интересно, а что же тогда происходит на более низовом уровне?
В течение года я пишу на тему образования в средствах массовой информации: проблематика образования, направления для реформирования, первоочередные меры. И знаете — я получил множество откликов, обращений, предложений о сотрудничестве, в том числе из зарубежных учреждений, но не от Министерства образования и науки РК. Вместо публичного диалога с обоснованием мнений, приведением доказательств, опровержений, объяснений — я вижу лишь полное игнорирование.
Министерские инициативы стандартно не проходят ни одного публичного обсуждения с по-настоящему независимыми экспертами. Обсуждения или совещания внутри министерства образования с представителями подведомственных учреждений не в счет, ибо кто будет ругать вышестоящее начальство?! Министерство единолично принимает решения (которые «проталкиваются» через вышестоящее руководство), ответственность за которые несет потом вся страна. Эффективность этих решений, целесообразность, комплексность, предусмотрительность — кто их проверяет?! Кто несет ответственность?!
БЕЗРАЗЛИЧИЕ
Когда в нашей стране разразилась пандемия, одним из объектов, нашумевших на всю страну, стал инфекционный госпиталь на 280 мест за 5,5 миллиардов тенге. Не прошло и года, как выясняется, что Антикор расследует дело о хищении средств при строительстве данного ковидного госпиталя на сумму 3,9 млрд тенге.
И вот мне лично — очень страшно, что будет при строительстве будущих 800 школ, из которых 200 планируется возвести только в этом году. Воровство средств при строительстве физических объектов можно обнаружить, наказать, попытаться пресечь. А вот как быть с воровством будущего у наших детей?! Как нам бороться с воровством знаний и будущих возможностей?!
Министерство образования и науки Казахстана не подвергалось внешнему нападению или заказной информационной атаке, ибо заплатить всем казахстанцам за публично высказываемое негативное мнение о качестве национальной отрасли образования — просто невозможно. Люди недовольны и возмущаются качеством знаний, качеством школ, качеством конкурентоспособности своих детей.
Министерство образования и науки Казахстана, на самом деле, лишь пожинает плоды своей «работы» за последние годы. Население долгое время закрывало глаза на качество чиновничьих услуг в других сферах и отраслях, однако когда вопрос встал о будущем детей — мало кто согласится молчать.
Я знаю, что Министерство образования и науки РК проводит социологические опросы населения страны, только вот результаты этих опросов оно почему-то никогда и никому не демонстрирует публично. Наверное, там реальные оценки деятельности чиновников. Наверное, там нужно искать причины, почему «МОН подвергся информационной атаке» со стороны населения собственной страны…
Конечно, можно и этот пост посчитать очередным коварным нападением на министра и министерство, которые сегодня, например, ратуют за академическую честность. Только вот есть пословица — видеть в чужом глазу соломинку, а в своем не замечать бревно…
Жұмысты қайдан істейді. Халықтың Сеніп артылған қызметін жасамай, Өздерінің қара басының қамын ойлап жүр. Өтірікті айтып, бір-бірінің көтіне кіріп жүргендер. Бір проблеманы шешпейді. Тендера откаты.
Молодец какой, все в точку, одни воры в верхах, плевать они хотели и на развитие языка в стране и на науку и на образование, мошну набьют и смоются за рубеж, как многие до них.
Молодец! Всё правильно! Образование у нас в стране становиться всё хуже и хуже.А ведь государство выделяет на него огромные деньги.Учителям каждый год всё повышают зарплату,а они(честно говоря не все ) работают добросовестно.
Ситуация с образованием лишь отражает общую ситуацию в стране.
Чиновники лишь создают видимость деятельности и никто не несёт персональной ответственности.