В Московском областном суде 28 января рассматривали апелляцию адвокатов Алексея Навального на решение Химкинского суда арестовать его на 30 суток. Мособлсуд оставил решение Химкинского суда без изменений.
Напомним, 18 января – на следующий день после возвращения Алексея Навального в Россию и его задержания в аэропорту Шереметьево, в здании Химкинского УВД состоялось выездное заседание Химкинского суда, который отправил Алексея Навального под арест на 30 суток. Сразу после суда его отправили в СИЗО «Матросская тишина».
28 января суд рассматривал жалобу адвокатов на это решение. В начале заседания Навальный обратил внимание судьи на то, что с момента задержания у него не было возможности пообщаться с адвокатами. Судья предложил ему сделать это сейчас и объявил перерыв на 10 минут.
После возобновления судебного заседания, адвокат Навального Вадим Кобзев напомнил суду, что вопрос о заключении под стражу на 30 суток условно осужденного не мог быть поставлен начальником УВД города Химки и что такое заключение вообще не предусмотрено уголовно-исправительным законодательством.
Уголовно-исправительная инспекция была уведомлена о том, что Навальный находится на лечении, ей были предоставлены документы, настаивал адвокат. Тем не менее политика искали по месту жительства, звонили соседям и составляли рапорты, сказал Кобзев.
Затем слово взяла адвокат Ольга Михайлова. Она напомнила, что заседание Химкинского суда по делу Навального было проведено с грубейшими нарушениями, в том числе принципа независимости суда, поскольку проходило в помещении исполнительной власти. В зале же находились непонятные люди в качестве слушателей. «При этом мы провели на морозе в 20 градусов полтора часа, нас туда не пускали», — напомнила адвокат.
Алексей Навальный в свою очередь заявил, что столкнулся не просто с нарушением закона — к чему он, по его словам, уже давно привык, — а с демонстративным нарушением закона. По его словам, это делается исключительно для того, чтобы запугать его и его сторонников.
Далее слово взял прокурор, который заявил, что доводы защиты не обоснованы и не состоятельны, и попросил отказать в удовлетворении жалобы. Он считает, что Навального нужно оставить в СИЗО и это «единственно возможный способ соблюдения закона», и уверен, что никакие нормы УПК нарушены не были, права задержанного — тем более.
Суд дал последнее слово Навальному.
«Все такое классное, что я даже не знаю, с чего начать. Ты берешь судебное решение, ищешь там нарушения закона и высказываешься. А здесь все это одно большое нарушение закона. Вы читали постановление из Химок, ваша честь? Если читали, то вы должны были смеяться на весь суд.
Я давно вместе с нашей судебной системой спускаюсь по лесенке деградации. Я много чего видел. Привык, что огромное количество законов на меня не распространяется.
Я нахожусь в камере в отделении полиции. Мне говорят: «Сейчас тебя поведут на встречу к адвокатам». Меня заводят в комнату, где публика, флаг России, камеры. И мне говорят: «Сейчас тебя будут здесь судить». Что?
Я уже подумал, что это программа «Розыгрыш». Сейчас Путин выйдет, скажет: «Мы вот так решили над тобой пошутить, потому что тебя не было в нашей стране пять месяцев, все нормально».
Через минуту после окончания суда мне в камеру пришло решение. То есть Симоновский суд, когда выносил решение, уже знал, где я буду.
Я не сомневаюсь, что мой самолет еще летел из Внуково в Шереметьево, а мне уже камеру подготовили в «Матросской тишине». Даже не постеснялись.
Ваша честь, ваш не смущает что мы фактически по существу рассматриваем изменение. Моего условного срока на реальный?
Почему я не в ИВС, почему я нахожусь в СИЗО? В документах о моем задержании сказано: мера пресечения отсутствует. Если мера пресечения отсутствует, почему самая частая фраза, которую я слышу в последнее время: «Руки держите за спиной»? Взяли и от фонаря написали статьи, которые ко мне не имеют никакого отношения.
Это просто беззаконие. Беззаконие — это привычная вещь в России. Это демонстративное беззаконие для того, чтобы запугать меня и всех.
Судьи — просто рабы. Они хотят заткнуть рот всем таким как я.
Самолет посадить в Шереметьево? Судить в отделении полиции?
Это все — чтобы запугать. Я считаю, уверен и заявляю, что они не хозяева нашей страны и никогда не будут ими являться. Да, сейчас сила на вашей стороне. Но это будет продолжаться не вечно».
Навальный также выразил поддержку протестующим:
«Только они являются последним заслоном перед тем, чтобы те, кто находится у власти, не украли вообще всё. Они настоящие патриоты. У вас не получится запугать нас — мы большинство. Мы не позволим кучке негодяев навязывать свои порядки», — сказал Алексей Навальный.
На этом судебное разбирательство закончилось. Судья удалился для вынесения решения. Ему понадобилось всего шесть минут на то, чтобы выйти из зала судебного заседания, дойти до своей комнаты, вспомнить доводы сторон, взвесить все аргументы, вынести решение и вернуться в зал.
В итоге Мособлсуд оставил без изменения решение Химкинского суда о продлении срока задержания Алексея Навального. Политик останется под арестом до 15 февраля.
Судья: «Навальный, решение понятно?»
Навальный: «Мне все было понятно еще до решения суда, спасибо».
Адвокаты Навального заявили журналистам, что обязательно будут обжаловать это решение Мособлсуда.
И еще момент. Алексей Навальный только в суде узнал, что в России прошли массовые обыски у его соратников и сторонников. Они связаны с уголовным делом о нарушении санитарно-эпидемиологических норм. Суд выдал разрешение на 29 таких обысков, и из них по меньшей мере 15 уже состоялись.
С обысками приходили в квартиру к Алексею Навальному в Марьино (там был его брат Олег), к жене Навального Юлии на съемную квартиру, в офис ФБК, в студию “Навальный.Live”, домой к Любови Соболь, к лидеру независимого профсоюза “Альянс врачей” Анастасии Васильевой, к отцу координатора московского штаба Навального Олега Степанова, к матери главреда “Медиазоны” Сергея Смирнова, к активистке Марии Алехиной, пресс-секретарю политика Юлии Галяминой Николаю Касьяну, активистам Либертарианской партии.
Соратников Навального Георгия Албурова и Киру Ярмыш привезли по домам из спецприемника, где они отбывают административный арест. Адвокатам не давали присутствовать при обыске. У всех искали и изымали электронные носители.
По результатам всей этой бурной деятельности на 48 часов задержаны Олег Навальный, Любовь Соболь, Мария Алехина, Анастасия Васильева. Таким образом они стали подозреваемыми по санитарно-эпидемиологическому делу, и в течение двух суток суд должен избрать им меру пресечения.
Ниже предлагаем посмотреть видео о том, как проходили обыски и запись прямой трансляции судебного заседания по делу Алексея Навального.