В «Индексе демократии» от Economist Intelligence Unit по итогам 2020 года Казахстан занял 128 место, опередив Конго (129), Камбоджу и Руанду (130), но отстав от России (124), Нигера (125), Катара (126) и Зимбабве (127).
«У России по-прежнему самый высокий балл из семи – 3,31 (124-е место в мире из 167 стран), а у Туркменистана – самый низкий – всего 1,72. Беларусь, Азербайджан и четыре государства Центральной Азии (Казахстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) остаются диктатурами, лидеры которых иногда оставались на месте десятилетиями», — поясняет The Economist.
При расчете рейтинга эксперты учитывают несколько десятков показателей, сгруппированных по пяти категориям:
- выборы и плюрализм;
- деятельность властей;
- политическая культура;
- гражданские свободы;
- влияние населения на политику.
Показатели в каждой категории имеют собственный вес, а полученные за каждый из них баллы складываются так, что максимальный общий показатель может составить 10 баллов. Путем усреднения пяти групповых показателей вычисляется общий, на основании которого и определяется место каждой из 165 включенных в рейтинг стран и двух территорий (Гонконг и Тайвань).
В зависимости от полученного балла страны делятся на четыре группы:
- полные демократии — более 8 баллов,
- ущербные демократии — более 6 баллов,
- гибридные режимы — более 4 баллов,
- авторитарные режимы.
Тот факт, что Казахстан на протяжении многих лет по индексу демократии остается в категории «авторитарные режимы», неудивительно. Лидеры не меняются уже не одно десятилетие, выборы проходят с нарушениями, свобода слова ущемляется. Даже 50 человек протестующих вызывают у властей панику.
А недавняя история с попыткой закрыть правозащитные НПО, лишают казахстанцев надежды попасть хотя бы в группу гибридных режимов.