Большинство наших сограждан настолько доверяет власти, что ждет от нее изменений в свою пользу.
То есть инициаторами изменений, как кажется большинству из нас, должны стать те люди, которые сейчас вписаны в вертикаль власти и, с одной стороны, должны «использовать конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей деятельности». Но, с другой стороны, у каждого госслужащего есть однозначно установленное обязательство: «государственные служащие в своей деятельности должны быть привержены политике Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы Нурсултана Назарбаева и последовательно проводить ее в жизнь».
Заметим, что о политике второго президента и всех последующих вообще не идет речи в Этическом кодексе госслужащего. И если новый президент при текущем законодательстве вознамерится вдруг поправлять или изменять политику первого президента, то все госслужащие единым фронтом просто обязаны восстать против такого нового президента, ибо следование решениям своего прямого начальника в случае согласия с ним будет нарушением этики госслужбы!
Сколько же лизоблюдства и подобострастия вписано обязательствами в основополагающие документы страны!
Ждать изменений (а изменения нужны кардинальные) изнутри госслужбы бесполезно. Даже самые отмороженные госслужащие, если таковые вообще есть, не только не смогут начать кампанию по изменению существующей системы правления или даже улучшения ее, но и даже тявкнуть про необходимость таких изменений не посмеют. Потому что это… тоже нарушит этику госслужбы.
А что касается запросов населения, то население со своими запросами в Этическом кодексе представлено как «потребители государственных услуг».
В кодексе много рассказано о том, какой должна быть идеальная этика государственного служащего. Но пятый раздел накладывает особые обязательства, в котором госслужащий просто обречен на прощание со своим здравым смыслом и с правом на собственное мнение.
«Государственным служащим не следует публично выражать свое мнение по вопросам государственной политики и служебной деятельности, если оно: 1) не соответствует основным направлениям политики государства».
Что такое основные направления политики государства? Правильно – политика первого президента Республики Казахстан. Вот так, походя, смешались понятия государства и его бывшего уже руководителя. Уже при новом президенте, при новых заявленных подходах к совершенствованию государственной политики обязанности-то у госслужбы остались лишь перед идеями бывшего президента.
И еще одна причина держать при себе свое чрезвычайно важное мнение: вдруг оно «содержит неэтичные высказывания в адрес должностных лиц государства, органов государственного управления, других государственных служащих». Что такое «неэтичность», понятно из самого документа: неприверженность политике первого президента.
И вы еще спрашиваете, почему на местах так противятся внедрению слышащего государства. Дело не только во всеобъемлющей коррупции, требующей скрывать истинные процессы перехода государственных денег в личные кубышки, но и в установленной этике госслужбы. Потому что политика первого президента и выстроенная им система общественных связей между государственными служащими и народом вообще не предполагает чрезмерной открытости происходящих событий. Меньше знают — лучше спят.
Правильно говорят. Собираешься улучшать государственное устройство – что ты тогда делаешь на государственной должности? За тебя уже все подумали, все решили – заткнись и исполняй.
Да, я соглашусь, что подчиненные должны следовать приказам своего начальства, а политика должна быть единой – если есть единые цели и получается эффективный результат. Но даже тогда разве она не должна быть на пользу всем? Но разве только глава Корпорации Казахстан (причем, даже не действующий, а бывший) вправе оценивать, каким должно быть государство казахстанцев, многие из которых – госслужащие, тоже имеющие свое пусть незначительное, но мнение? И оно не обязано быть исключительно «соответствующим».
Что-то мне это напоминает… «Курс марксизма-ленинизма»…
Удивительно, насколько мы слепы и равнодушны к собственным интересам. Удивительно, что это мы и помогли создать необычную страну Казахстан, в котором экономическая половина организована по законам капитализма (в не самом лучшем его значении), а общественная половина продолжает существовать по правилам худших проявлений социалистического прошлого, в котором тоже «партия – наш рулевой», идеология столетней давности может корректироваться лишь генсеком, да и то не каждым из них. В котором право голоса ограничено «государственными интересами», а на самом деле – лишь интересами кучки избранных «бенефициаров народного доверия».
В таком Казахстане глупо ждать, что кто-то еще во власти, кроме ее божественного начала, способен инициировать хоть какую-то инициативу снижения влияния кабинетных мудрецов на реальную жизнь. Они и не инициируют, не обсуждают, не пытаются изменить, оспорить, подвергнуть сомнению. Потому что это они – во власти – новая аристократия, люди, не производящие ничего, кроме бумажек и обещаний, но руководящие всем вокруг.
А божеству уже и не надо – ведь все работает, как задумывалось, все молчат, бабло генерируется, детки у всех заинтересованных в продолжении выданной им госполитики пристроены, да и у самих дела неплохо. Опять же – след в истории уже оставлен, можно наслаждаться результатом.
А мы ждем волшебника. Ведь магия существует, должна существовать, если только на нее у нас вся надежда.