У меня сегодня глаз начал дергаться, друзья. Вы меня простите, что делюсь такой интимной подробностью. И произошло это не потому, что у меня проблемы со здоровьем, или потому, что день был слишком уж нервный, вовсе нет. Здоровье у меня в целом в порядке, да и день был неплохой. Просто я сегодня прочитал одну новость, от которой до сих пор прихожу в себя.
Рассказываю по порядку. Следите, как водится, за рукой.
В Алматы несколько дней длилась забастовка курьеров сервиса Wolt. Курьеры были недовольны тарифами, которые сервис снизил. Ситуация неприятная, но вполне рабочая и коммерческая. Сервис имеет право свои тарифы снизить, курьеры имеют право выражать недовольство. В нормальном, цивилизованном мире такие вещи кончаются переговорами сервиса и курьеров. Но не у нас, нет.
У нас в дело вступил третий участник, сам акимат Алмалинского района. И, в буквальном смысле, запретил сервису снижать расценки для курьеров.
Аким района буквально заявил следующее – они, то есть сервис, должны придумать какие-то новые варианты оплаты, потом придут в акимат и будут давать пояснения. Акимат изучит ситуацию и, если ставки компании будут ниже, чем те, что на рынке – разрешение на их снижение не даст.
Это все аким заявил дословно.
И это такое нарушение всех правил любой экономической логики, что у меня, действительно, до сих пор дергается глаз. И если вы не понимаете, почему – а я думаю, что любой разумный человек понимает – я сейчас поясню, в чем тут дело.
Представьте себе, что вы продаете, например, фрукты. И у вас есть поставщик бананов. И в один прекрасный день он приходит и говорит – слушай, дорогой, ты мне за бананы платишь мало, я хочу больше. И у вас есть два варианта – согласиться, но тогда вы меньше будете зарабатывать, или вообще уйдете в убыток и разоритесь. Или отказать, и тогда есть вероятность, что поставщик бананов уйдет куда-то еще, и вы не сможете предлагать их своим клиентам, и они будут недовольны.
Как должна решаться эта ситуация? Переговорами. Вы с поставщиком бананов садитесь за стол и решаете, как лучше сделать для обоих. Но представьте себе, что в дело вдруг вмешивается акимат Алмалинского района. Акимат говорит – слушай, продавец, приходи ко мне, дай разъяснения, почему ты бананы покупаешь так дешево. И вообще, я рынок бананов проверю и, если ты покупаешь дешевле рынка, я тебе это делать не разрешу.
Дико звучит? Дико. Но то же самое делает акимат в данном случае. Вмешивается в рыночные отношения, которые его никак не касаются.
Акимат ведь не будет за свой счет возмещать расходы компании на курьеров – он хочет заставить бизнес это сделать. И акимат ведь не суд, чтобы разрешать между собой их коммерческий спор. Акимат вообще не имеет к этой ситуации никакого отношения. Акимат не имеет ни малейшего права вмешиваться в хоть вашу, хоть поставщика бананов коммерческую ситуацию – вы ее сами должны решить, для этого есть договоры, юристы, переговоры и суд. СМИ есть, наконец.
И уж точно на что акимат не имеет никакого права – так это требовать у частного бизнеса давать какие-то пояснения по поводу своей ценовой политики. И что-то там ему разрешать или не разрешать. Есть, конечно, исключения, но они касаются социально значимых товаров, и к делу не относятся.
Я не защищаю Wolt, они, возможно, сами виноваты. Я не защищаю курьеров. Я просто в шоке от того, какое влияние эта дикая ситуация может оказать на иностранный бизнес в целом. Потому что она наглядно демонстрирует, что Казахстан – это страна, в которой административный орган может по своему усмотрению вмешиваться в любой рыночный вопрос, к которому не имеет никакого отношения.
На месте людей, которые контролируют деятельность акимата Алмалинского района, я бы сейчас всю эту ситуацию развернул и позволил компании и курьерам решить свои вопросы самостоятельно. Потому что это очень плохо для инвестиций. Районный акимат это может не понимать – но ведь остались в стране те, кто понимать должен?
О противостоянии курьеров сервиса доставки Wolt с руководством компании здесь.