16 июня 2021 года мы опубликовали статью «Как потерялись полмиллиарда «Казатомпрома», который должен был вызвать хоть какую-то реакцию со стороны казахстанской национальной компании «Казатомпром» и японской «Marubeni Corporation». Но участники описанной в нашей публикации сомнительной сделки отмалчиваются.
Отмалчиваются по вполне понятной причине. Дело в том, что действия всех участников, в том числе и инвестора, вызывают много вопросов. Хотя очень похоже, что инвестор действовал во многом под влиянием обстоятельств, в которых неожиданно для себя оказался.
Мы пока не готовы детально описать всю эту историю: подавляющая часть документов на английском языке и требует перевода. Однако уже понятно, что казахстанская национальная компания в лице своих топ-менеджеров сознательно, настойчиво и последовательно отказывалась от контактов с «Power System International Limited», перекладывая эту ответственность на соинвестора.
В результате японская корпорация, чтобы добиться необходимых инвестиций от своего анонимного партнера в казахстанских уранодобывающих предприятиях, совершила ошибку – решила «размыть» долю «Power System International Limited». И попала в ловушку.
Мы не будем называть юридическую фирму, которая защищала интересы АО «НАК «Казатомпром» в Лондоне, ограничившись пересказом содержания подготовленного ими документа.
Из него следует, что поводом для арбитражных слушаний стал выпуск компанией «Energy Asia Limited», владевшей 40% участия в ТОО «Кызылкум» и 95% участия в ТОО «Байкен-U», дополнительных акций, позволивших уменьшить в ней долю «Power System International Limited» и увеличить долю «Energy Asia Holding Limited», подконтрольной японским инвесторам.
После таких более чем сомнительных действий соинвестора «Power System International Limited» подала иск в Лондонский Суд Коммерческого Арбитража (LCIA) о взыскании в свою пользу с «Energy Asia Holding Limited» компенсации.
В результате получилось, что параллельно шло два судебных процесса:
— в Восточно-Карибском верховном суде (Виргинские острова) по иску №BVIHC (COM) 31 A от 2014 года, в рамках которого АО «НАК «Казатомпром» требовало признания своего права на 100% акций «Power System International Limited»,
— и в Лондонском Суде Коммерческого Арбитража.
Причем в последнем события развернулись крайне негативно для ответчика. Так, в решении арбитра лорда Хоффмана от 10 июня 2013 года «Energy Asia Holding Limited» была признана виновной в размытии доли в компании «Energy Asia Limited». В решении также была установлена ее обязанность выплатить компенсацию «Power System International Limited».
Точная сумма выплаты подлежала определению позже, в окончательном решении арбитра, но, по оценке юристов, она могла составить 335 миллионов долларов США. Ведь компания «Energy Asia Limited» была оценена приглашенными экспертами в 670 миллионов долларов. Истец также настаивал на том, чтобы ответчик, то есть компания японских инвесторов, выкупил у него акции «Energy Asia Limited» в принудительном порядке.
Мы не можем утверждать, но очень похоже, что АО «НАК «Казатомпром» специально подставил японских инвесторов (сначала это был «Marubeni Corporation», а потом консорциум нескольких заинтересованных японских компаний), чтобы, во-первых, заткнуть им рот, во-вторых, заставить согласиться с тем, что 540 миллионов вложенных ими долларов США уже не вернуть.
Раскрывать ход дальнейших событий, их участников и содержание достигнутых соглашений мы не видим смысла, но в итоге все остались при своих. И в первую очередь те люди, которые стояли за «Power System International Limited», и имена которых очень не хотели раскрывать ни топ-менеджеры АО «НАК «Казатомпром», ни руководство компетентных казахстанских правоохранительных структур.
Судя по имеющимся у нас документам, представители «Marubeni Corporation» в итоге поняли, кто является их соинвестором и почему от него бесполезно требовать раскрытия информации о реальных собственниках компании и требуемых инвестиций в проект.
Об этом, в частности, свидетельствует заявление представителя японской корпорации на встрече 23 февраля 2010 года о том, что он понимает политические причины, по которым было бы плохой идеей раскрыть обстоятельства, связанные с «Power System International Limited».
На следующей встрече 15 марта 2010 года вице-президент АО «НАК «Казатопром» Сергей Яшин в очередной раз подтвердил господам Цунехара (Tsunehara) и Тобита (Tobita) что национальная компания неспособна иметь какое-то влияние на «Glendale» (предыдущее название «Power System International Limited»). Тем самым, возможно, он окончательно утвердил их во мнении, что озвучивание в Казахстане их проблем вкупе с называнием компании – создателя этих проблем может вызвать неадекватную и более чем агрессивную реакцию со стороны казахстанских властей.
В завершение повторим свою оценку этого кейса, который мы дали в предыдущей публикации «Как потерялись полмиллиарда «Казатомпрома»:
«Так вот, по нашей оценке, инвестиционная сделка с компанией «Marubeni Corporation» может стать еще одним слабым местом Акорды и Библиотеки, поскольку властям США не доставит труда получить все материалы судебного процесса, который шел в Восточно-Карибском верховном суде (Виргинские острова) по иску №BVIHC (COM) 31 A от 2014 года, а также допросить нескольких лиц, которые в курсе событий и в настоящее время проживает совсем рядом с США».
И добавим к этому – не доставит труда также запросить материалы арбитражного процесса в Лондонском Суде Коммерческого Арбитража между «Power System International Limited» и «Energy Asia Holding Limited».
Нурик или Тимоха?