АО «НАК «Казатомпром» в последние месяцы оказалось на слуху. Поводом же для повышенного внимания общественности и прессы к нему стал приход в отрасль иностранного инвестора в лице China General Nuclear Power Corporation.
Более подробно об инвестиционной сделке можно узнать из пресс-релизов самой национальной компании, в частности этого: «Казатомпром объявляет о заключении сделки по ТОО «ДП «Орталык», и публикаций в казахстанской прессе, например, этой на сайте Exclusive.kz: «Китайской компании могут разрешить добычу урана в заповеднике».
Мы (KZ.expert) прокомментировали данную сделку в публикации «О сделке «Казатомпрома» с китайцами» и пока этим ограничимся.
А сейчас хотим напомнить, что это уже вторая попытка АО «НАК «Казатомпром» привлечь инвестора из Азии. Первой была продажа в 2006 — 2007 годах долей участия в ТОО «Кызылкум» и ТОО «Байкен-U» японскому концерну «Marubeni Corporation» за 540 миллионов долларов США.
К сожалению, о ней в Казахстане знают очень мало, да и этот минимум информации успели позабыть. Между тем, по нашей оценке, она не только более чем характерна для казахстанской практики ведения бизнеса и первоначального накопления капитала, но и способна в будущем вызвать более чем серьезные проблемы, причем не только у НАК «Казатомпром», но и у Акорды с Библиотекой.
Дело в том, что сделка эта получила санкцию от первого президента РК и «лидера нации», и ее условия (а самое главное — конечные выгодополучатели) остались бы неизвестными, если бы не арест в 2009 году тогдашнего президента «Казатомпрома» Мухтара Джакишева и задержания членов его команды.
Люди, которые пришли им на смену (в частности ставший главой нацкомпании Владимир Школьник, вице-президент Сергей Яшин, вице-президент, а с 2017 года председатель правления «Казатомпрома» Галымжан Пирматов), попытались эту сделку оспорить в интересах как самой национальной компании, так и иностранного инвестора. Но не преуспели. Почему – тема отдельной публикации.
Однако главное в этой истории то, что «Marubeni Corporation» заплатила 540 миллионов долларов США не прямо АО «НАК «Казатомпром», а некой офшорной компании, которая ранее получила от национальной компании 40% участия в ТОО «Кызылкум» и 95% участия в ТОО «Байкен-U».
В результате более чем полмиллиарда долларов США канули в неизвестность (кстати, как и миллиард долларов США при покупке нефтеперерабатывающего завода в Румынии), и их следы не смогли найти ни новое руководство АО «НАК «Казатомпром», ни компетентные государственные органы.
В итоге эта история закончилась печально для Республики Казахстан как государства, поскольку 540 миллионов долларов США канули в неизвестность. Но более чем благополучно для так и оставшихся неизвестными получателей вышеуказанной суммы в пол с лишним миллиарда.
Ранее KZ.expert уже неоднократно комментировал столь сверхчувствительную для Акорды и Библиотеки тему как атомная отрасль и деятельность АО «НАК «Казатомпром».
Вот несколько ссылок на ключевые публикации: Игры на урановом рынке; Судьба Джакишева; «Казатомпром»: ставка на сырьевое будущее; Версия: акции «Казатомпрома» ушли Дариге; Рекордная продажа. В одной из них, под названием: «Байден и риски Акорды», мы сделали следующий прогноз:
«По оценке KZ.expert, давление на казахстанские власти, в первую очередь на Акорду, сначала будет дипломатическим. Мы прогнозируем увеличение активности по всем направлениям – в частоте контактов между Министерством иностранных дел РК и посольством США в Нур-Султане, в организации взаимных визитов высокопоставленных дипломатов и государственных деятелей, в усилении внимания к Казахстану со стороны американской прессы и экспертных структур.
Через определенное время, скажем, через полгода-год, когда станет понятно, что особого толку от дипломатического давления, уговоров и убеждений нет, Государственный департамент США начнет действовать более жестко. Этот этап скорее всего начнется с приглашения Касым-Жомарта Токаева совершить визит в Вашингтон для переговоров с высокопоставленными американскими государственными деятелями и встречи с Джо Байденом. А поскольку президент РК связан по рукам и ногам тесными контактами Казахстана с Россией во всех сферах, договориться им точно не удастся.
И вот тогда в Белом доме и начнут искать инструменты воздействия на казахстанские власти, в том числе не только военно-политического и экономического, но и санкционного характера. Благо что поводов для этого предостаточно: достаточно реанимировать «Казахгейт» или начать новые расследования в отношении первого президента РК и его ближайших соратников и родственников, которые все, как на подбор, долларовые миллиардеры или мультимиллионеры.
Мы не сомневаемся, что эти риски прекрасно осознаются в Библиотеке и Акорде. Но в условиях обострения геополитического противостояния они мало что могут с этим сделать. Поэтому, скорее всего, елбасы и его окружение выберут тактику «и нашим и вашим» и попробуют проскочить между Сциллой и Харибдой. А если это не удастся, то постараются, чтобы санкции США ударили по Казахстану и его экономическим и торговым интересам, но обошли частные капиталы и интересы как самого Нурсултана Назарбаева, так и обозначенных им людей.
Сделать это будет достаточно сложно, но вполне возможно. Тем более что соответствующий опыт и кое-какие контакты с определенными влиятельными группами внутри Демократической партии у Акорды имеются. Достаточно вспомнить, насколько успешно отстаивали казахстанские власти свои интересы по кейсу национальной компании «Казатомпром» и в период, когда государственным секретарем США была Хиллари Клинтон».
Так вот, по нашей оценке, инвестиционная сделка с компанией «Marubeni Corporation» может стать еще одним слабым местом Акорды и Библиотеки, поскольку властям США не доставит труда получить все материалы судебного процесса, который шел в Восточно-Карибском верховном суде (Виргинские острова) по иску №BVIHC (COM) 31 A от 2014 года.
А также допросить нескольких лиц, которые в курсе событий и в настоящее время проживает совсем рядом с США.
Что касается судебного процесса на Виргинских островах, то первоначально истцом по нему был АО «НАК «Казатомпром», а ответчиками шесть юридических и физических лиц, в том числе компания, получившая 540 миллионов долларов США – «Power System International Limited».
Интересно то, что компетентные казахстанские органы, которые в итоге смогли раскрыть офшорные компании, подконтрольные Мухтару Аблязову, и отследить основные цепочки передвижения денежных средств через них, в данном случае оказались бессильными. Спрашивается, почему? Возможно потому, что им запретили это сделать из Акорды.
В подтверждение процитируем слова, сказанные вице-президентом АО «НАК «Казатомпром» Сергеем Яшиным в разговоре с господами Асами (Asami) и Тобита (Tobita) из «Marubeni Corporation» на встрече 13 ноября 2009 года.
В ходе обсуждения личности конечного бенефициара компании, получившей 540 миллионов долларов США, господин Яшин сказал своим собеседникам (цитируем): «Давайте не говорить об этом», заметив, что было бы (цитируем) «лучше не поднимать этот вопрос».
Ну это как в сделке с «Трактебель», где платежи были сделаны на оффшорные компании. И бенефициар тот же.