«Когда президент решает проблемы уровня акима, которого никто не избирает, а назначают сверху, то это признак порочный системы госуправления, так как сверхконцентрация власти в одних руках вкупе с отрицательной кадровой селекцией на всех уровнях госаппарата, будет в любой кризисной ситуации постоянно включать старую пластинку о хорошем царе и плохих боярах. Но от этого само участие госаппарата в производстве кризисных ситуаций разного масштаба и уровней не будет меняться», — написал политолог Досым Сатпаев на свей страничке в Facebook, комментируя попытку властей ликвидировать детский дом «Баганашыл» в Алматы.
И ведь действительно, если посмотреть на деятельность нашего чиновничества, впору хвататься за голову.
Закрывают глаза или… просто не работают?
Застройщик не достроил дом в срок, послал дольщиков далеко и надолго, те обратились за помощью к чиновникам. А чинуши в ответ разводят руками: вы же сами согласились, надо проверять, все ли документы есть у компании, чтобы привлекать деньги дольщиков.
И самое интересное здесь в том, что чиновники якобы «узнают», что компания вела деятельность незаконно, задним числом. Как такое может быть? Рылся котлован, заливался фундамент, возводилось какое-никакое строение — и все это незаконно? Куда смотрели в это время ответственные работники акимата и прочих контролирующих структур?
Это что — любой вот так может облюбовать себе кусок земли, загнать технику и начать строительство? Сомневаемся. Но по словам чиновников, именно так и выходит. И тут может быть два варианта: либо чиновники все знают, но закрывают глаза в силу определенных обстоятельств; либо не выполняют своих обязанностей, проще говоря — не работают.
Знакомая история? А вот еще другая.
Пенсионер три месяца не обращался за пенсией, ну не было надобности, а на четвертый месяц ему начисление прекращают. Пенсионер идет по инстанциям, в итоге начисления ему возобновляют, но при этом говорят: уважаемый, вы должны были объявиться за эти три месяца. А ответственному чиновнику поднять трубку телефона и узнать, не случилось ли чего, получается, не судьба.
Эти истории мы привели просто как иллюстрацию того, как работает (или, вернее, не работает) наше чиновничество.
И подобных историй можно привести множество.
Не будем спорить: спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Но чиновники в таких ситуациях, как нам представляется, должны выступать в роли «спасателей» со «спасательным кругом» в руках.
В любом учебнике по теории государства и права можно прочитать, что одна из задач государства среди прочих — надзор над соблюдением законов, принятых в стране. И задачу эту как раз чиновники и должны выполнять.
Не умеют? Не хотят?
Елбасы дает добро
Экономист Айдар Алибаев добавляет в нашу копилку перекладывания чиновниками проблем на плечи самих граждан слова первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в адрес многодетных семей.
Правда, к тому времени Назарбаев уже сложил президентские полномочия и выдал свой спич в августе 2019 года, будучи председателем партии «Нур Отан». Но от этого его речь не стала менее весомой — слишком мало прошло времени с момента отставки и его все еще воспринимали в статусе Елбасы
«Помните, как он заявил многодетным, которые требовали льгот, что они не советовались с государством, когда рожали детей, и их обеспечение — это их проблема. И если вчерашний президент позволяет себе так ставить вопрос, что говорить об иных представителях госаппарата.
Так что эта проблема существует, она существует практически все годы независимости, и более того, я склонен думать, что постоянно растет — последние 35 лет мы наблюдаем отрицательную кадровую селекцию в госсекторе», — говорит эксперт в комментарии «Республике».
По словам Алибаева, представители каждого нового поколения чиновников, которыми они становятся в силу различных связей, оказываются менее профессиональнее своих предшественников:
«Тотальной некомпетенцией, которая охватила госаппарат на всех уровнях и на всех направлениях, и объясняется такое поведение чиновников, когда они перекладывают проблему, которую должны решать в силу своего служебного положения, на плечи самих людей. Потому что сами они, во-первых, не знают, как решить, а во-вторых, просто не хотят этим морочиться. Гораздо легче написать отписку на жалобы и просьбы граждан, устроить перекидывание заявления из одной организации в другую, гораздо проще, в конце концов, просто не поднимать трубку телефона. Сегодня ни в одну государственную организацию практически невозможно дозвониться».
В противовес этому неумению-нежеланию работать государство не выработало никаких правил оценки эффективности конкретного чиновника, хотя попытки, это надо справедливости ради признать, были.
Айдар Алибаев склонен объяснять это все тем же непрофессионализмом: для того, чтобы оценить КПД какого-то чиновника, вышестоящий должен обладать определенными компетенциями, которых опять-таки у него нет. Да и в наших условиях высокий КПД будут получать только лояльные начальству люди. И потому выстроенная в Казахстане вертикаль власти, где чиновник не просто подчиняется начальнику, но и напрямую зависит от него, не работает.
Лучший контролер — не совесть, а выборность
Общественный деятель Оразалы Ержанов, проработавший на госслужбе не один год и занимавший в разные годы посты заместителя председателя Национального банка РК, вице-министра финансов, председателя правления «Казпочты», видит в «безделье» чиновников две основные причины: коррупцию и отсутствие человек-ориентированности:
«Если даже где-то вдруг, в каком-то случае кому-то помогли решить проблему, выполнить его законные требования, то это преподносится как что-то героическое, хотя на самом деле заниматься этим — это непосредственная работа чиновников. А предложения что-то поменять, чтобы простому человеку легче жилось, появляются только когда произойдет какая-нибудь трагедия, когда петух в одно место клюнет. А так ежедневная забота госслужащих — в лучшем случае формально выполнить поручение начальства».
В то, что ситуацию может изменить введение рейтинга чиновников, Ержанов не верит: в силу формальности критериев, их смещения в сторону личной преданности патрону. А премьер-министра Олжаса Бектенова, который в ходе своей недавней пресс-конференции сказал, что лучший контролер работы госслужащих — не окрик начальника, а совесть, называет наивным человеком:
«Очень сильно сомневаюсь, что ему удастся кого-то усовестить. Если бы речь шла о религиозной организации, а не о правительстве, а Бектенов был имамом или епископом, я бы согласился. Но я был на госслужбе, и есть госслужащие, которые понимают, когда начальник кулаком по столу стучит и ставит жесткие сроки. А сидеть и ждать, что подчиненные все выполнят по совести — это наивно. Я не хочу хлеще говорить, но это просто какая-то наивность или недопонимание, что ли, собственной роли».
Реальным толчком, который может привести госаппарат в чувство — и в этом уверены оба эксперта — являются политические реформы: многопартийность, честная избирательная система, выборность акимов всех уровней.
Во всем виноват президент
Без реформ, то есть реальных и фактических изменений, и дальше проблемами, которые должны решаться в низовом звене, будет заниматься президент. И он же будет ответственен за каждый неубранный с тротуара окурок.
А как иначе?
Гражданин, бросивший окурок мимо урны, конечно, неандерталец, и его ответственности в виде штрафа никто и ничто не отменяет.
Но почему этот окурок не был убран вовремя? Потому что у предприятия, выигравшего тендер по уборке города, не хватает кадров.
Почему именно это недееспособное предприятие выиграло тендер? Потому что его владелец сумел «замотивировать» ответственного работника акимата.
Почему ответственный работник не боится, что эта «мотивация» выйдет ему боком? Потому что он всегда ответственно выполняет поручения акима города.
Аким города, соответственно, лоялен акиму области.
А акимов областей кто у нас назначает?..
На обложке расширенное заседание правительства
28 января 2025 года. Фото Akorda.kz
БОЛЬШЕ оперативных и важных НОВОСТЕЙ в нашем Telegram-канале:
https://t.me/respublikaKZmediaNEWS
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»
_
В Казахстане почти нет независимой прессы. Власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам, осмеливающимся их критиковать. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.
_
«Республика» никогда не зависела ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем. УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О НАС можно здесь.
_
Поддержать нас можно разными способами — они есть на этой странице.