Когда речь заходит о логике действий казахстанских чиновниках, сразу на ум приходит их умение «переобуваться» по различным поводам. Очередной раз это умение чиновники из Министерства энергетики РК и Агентства РК по атомной энергии продемонстрировали в ходе судебного разбирательства по иску гражданского активиста Альнура Ильяшева к правительству Казахстана.

История одного иска

Об иске, в котором Ильяшев просил призвать незаконным постановление правительства о строительстве АЭС на территории Жамбылского района Алматинской области (постановление было принято 30 декабря 2024 года), мы уже рассказывали в статье «АЭС: опасное соседство».

Вкратце напомним, почему активист посчитал, что постановление правительства противоречит казахстанскому законодательству. Дело в том, что в 22 км от Улкенского сельского округа, называемого местом строительства АЭС, расположен арендуемый и используемый Российской Федерацией испытательный полигон Сары-Шаган. Но по нормам безопасности МАГАТЭ «Обследование и выбор площадок для ядерных установок» расстояние от военных объектов или воздушных коридоров, используемых для учений, бомбометания и стрельб, должно составлять не менее 30 километров.

То есть принятие правительством решения о строительстве АЭС в Улькенском сельском округе противоречит Конституции и законам РК и нормам безопасности МАГАТЭ и должно быть отменено.

Сам иск в межрайонном суде по гражданским делам города Астаны был рассмотрен в кратчайшие сроки и решение было вынесено 10 июля. Забегая вперед, скажем, что признавать постановление незаконным суд не стал, и Ильяшева можно считать проигравшим. Однако в ходе суда вскрылись интересные обстоятельства, которые и позволяют нам утверждать, что в правительстве, возможно, «переобулись» по этому вопросу.

Однажды шесть лет назад

Но давайте чуть-чуть отвлечемся от самого процесса и перенесемся в 2019 год, когда невнятные разговоры о строительстве в Казахстане АЭС стали приобретать более стройные очертания.

Началось все с того, что 3 апреля 2019 года с предложением построить в Казахстане АЭС выступил президент РФ Владимир Путин. А уже 4 апреля тогдашний вице-министр энергетики Магзум Мирзагалиев в разговоре с журналистами объявил, что выбраны две предпочтительные площадки для будущей станции — поселок Курчатов в ВКО (ныне область Абай) и поселок Улькен в Алматинской области.

Привлекательность Улькена для строительства АЭС объяснялась не только близостью к озеру Балхаш (вода, как известно, необходима для охлаждения реактора), но и тем, что ранее там была построена площадка для размещения Балхашской ТЭС (проект не состоялся в силу дороговизны, и площадка пустует).

Позднее о строительстве АЭС в Курчатове вспоминали все реже (хотя миссия МАГАТЭ в свое время обследовала и выдала положительные заключения по обеим площадкам). Поселок Улькен вышел на первый план — о нем говорили с привязкой к АЭС все правительственные и ученые мужи.

Маслихат Алматинской области в ноябре 2022 года дал согласие на строительство АЭС в поселке. Первые публичные слушания по проекту в августе 2023 года прошли также в Улькене: Минэнерго тогда рапортовало, что жители поселка высказались за строительство АЭС. 

Улькен? Нет, не слышали

Мы не случайно заостряем внимание именно на этом аспекте. Потому что, если следовать отзыву на иск Ильяшева, подписанному заместителем председателя Агентства РК по атомной энергии Гумаром Сергазиным, постановление, которое оспаривал Альнур Ильяшев, «не определяет конкретную площадку размещения, в том числе какую-либо конкретную территорию в пределах какого-либо конкретного сельского округа Жамбылского района Алматинской области».

По словам чиновников, общая  площадь Жамбылского района, речь о котором идет в постановлении, составляет более 19 тысяч квадратных километров, и, следовательно, «в районе имеются земельные участки, удаленные более, чем на 30 километров, от границы полигона Сары-Шаган».

Этих же доводов придерживались представители госагентства и в суде. И суд принял их во внимание.

Чтобы нас не уличали в том, что мы неправильно изложили позицию ответчиков и суда, обратимся к сухому языку судебного решения:

«Оспариваемое постановление не содержит решения о конкретной площадке размещения объекта, в пределах границ определенного сельского округа Жамбылского района Алматинской области (…) В настоящее время уполномоченным органом в области использования атомной энергии проводятся работы по предварительному исследованию района проектирования в целях определения нескольких конкурентных площадок размещения АЭС (…) Положение Закона предоставляет Правительству право не только принимать решение о строительстве, но и отмене строительства ядерных установок (выделено нами — авт.)».

Основываясь на этом, суд и принял решение  — в удовлетворении иска Альнура Ильяшева к правительству РК отказать.

Но остаются вопросы:

  • кому шесть лет правительственные чиновники «делали мозги», ведя разговоры о строительстве АЭС исключительно в поселке Улькен?
  • следует ли из всего этого, что станция будет построена в другом месте?
  • насколько поиск этого нового места удлинит срок строительства АЭС и насколько сам проект станет дороже? 
  • или вообще может быть принято решение об отмене строительства «ядерных установок»?
  • и как тогда быть с референдумом, по итогам которого большинство населения страны высказалось за строительство АЭС в Казахстане?  

Понятно, что вопросы эти — не к суду. Тем более что в его решении есть существенная оговорка:

«…доводы истца о том, что строительство АЭС представляет угрозу национальной безопасности, являются преждевременными, так как проектные документы находятся в работе, и по ним должны быть проведены соответствующие государственные экспертизы».

Другими словами, суд оставил за истцом право оспаривать решение правительства, когда вопрос с площадкой под строительство АЭС будет решен окончательно.

Вопросы — к тому самому правительству, представители которого, не желая признавать свою, мягко говоря, некомпетентность, «переобулись».

Впрочем, вряд ли это «переобувание» пойдет на пользу имиджу страны. Поскольку Альнур Ильяшев намерен пройти все разрешенные по закону судебные инстанции, а если не найдет правды в Казахстане — обратиться в Комитет ООН по правам человека.  

Смотрите интервью с Альнуром Ильяшевым по ситуации с АЭС по этой ссылке.

УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ на тему АЭС по ссылкам ниже:
БОЛЬШЕ оперативных и важных НОВОСТЕЙ в нашем Telegram-канале:
https://t.me/respublikaKZmediaNEWS

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»

_

В Казахстане почти нет независимой прессы. Власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам, осмеливающимся их критиковать. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.

_

«Республика» никогда не зависела ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем. УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О НАС можно здесь.

_

Поддержать нас можно разными способами — они есть на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.