Состояние здоровья и условия содержания самого известного в Казахстане сегодня политзаключенного Марата Жыланбаева продолжают вызывать опасения у его соратников и правозащитников.

На прошедшей 6 августа пресс-конференции они не просто констатировали проблемы, но и выдвинули ряд требований руководителям уголовно-исполнительной системы и иных правоохранительных органов, так или иначе контролирующих условия содержания осужденных в казахстанских колониях.

Адвокат политзаключенного Мейржан Доскараев рассказал, что в конце июля он с трудом пробился к своему подзащитному, и в ходе этой встречи тот опроверг почти все, что привела в своем отчете секретарь Координационного совета при Уполномоченном по правам человека в РК Раиса Шер:

  • спортом он может заниматься либо в камере дисициплинарного изолятора, либо во время прогулки на площадке 3х4 метра (особо не разбежишься, согласитесь, хотя в распоряжении колонии есть спортплощадка не менее 60 квадратных метров),
  • ему запрещают рисовать и работать на токарном станке (кисти, краски, мольберт, инструментарий для токарного станка у него изъяли и отправили «на хранение),
  • камеру ему приходится делить с крысами (в доказательство этого он даже собрал в мешочек и предоставил крысиные экскременты).

Последние новости о Марате Жыланбаеве рассказал, со слов адвоката Дениса Малюги, который не без труда проник в стены колонии 5 августа, член оргкомитета по регистрации партии «Алга, Казахстан» Сергей Измайлов:

«Как рассказал Денис, 4 августа он добиться встречи так и не смог, 5 августа встретился с Маратом только после обеда — отказывая во встрече, работники колонии ссылались, что начальник учреждения «на совещании». Он сообщил, что состояние Марата критическое: помимо истощения и болей в суставах, у него обнаружилось нездоровое состояние поджелудочной железы, что подтверждается не только его жалобами, но и сданными анализами.

При этом руководство колонии продолжает держать его в изоляции, с 4 июля он не получает посылаемые ему письма и прессу. В этих условиях Марат отказался принимать визитеров от власти (таких, как Раиса Шер и иных представителей института Уполномоченного по правам человека РК).

Он подал заявление, чтобы была выдана доверенность на представление его интересом правозащитнице Бахытжан Торегожиной, но это заявление у него изъяли и не регистрируют».

Сама же Торегожина на пресс-конференции выдвинула ряд требований, одно из которых — отставка Уполномоченного по правам человека РК Артура Ластаева.

«Я более трех лет веду с ним переписку по политическим заключенным, и ему ни разу не пришло в голову съездить в колонию хотя бы к одному из них — каждый раз находятся «уважительные» причины. Он посылает своих представителей, которые не пользуются ни авторитетом, ни доверием. Потому что все они — бывшие сотрудники либо прокуратуры, либо следственных органов, уволенные по отрицательным мотивам. К таким людям, понятно, нет доверия. Вот поэтому Ластаев должен уйти со своего поста — тоже по отрицательным мотивам», — полагает правозащитница.

Учитывая то, что рассказали об условиях содержания Марата Жыланбаева его защитники, Бахытжан Торегожина считает, что ситуацию с ним должен взять на контроль лично председатель Комитета уголовно-исполнительной системы МВД Абай Кайырбеков. Нелишней  будет, по ее мнению, и проверка работы Департамента уголовно-исправительной системы Акмолинской области и самого Учреждения №4 в Степногорске (где содержится Жыланбаев) обновленным антикоррупционным ведомством.

Возвращаясь к состоянию здоровья Марата Жыланбаева, Торегожина потребовала его немедленной госпитализации:

«Результаты анализов, которые озвучены адвокатом, вызывают сильную тревогу, для человека в возрасте 62 лет — осложнения могут быть самыми непредвиденными. Если государство не может ему обеспечить обследование и лечение, мы имеем возможность оплатить лечение в любой частной клинике Степногорска, я организую сбор средств, есть фонды, которые готовы в этом участвовать».

Между тем, сам Марат Жыланбаев готов прекратить голодовку, которая по состоянию на 6 августа длится уже 66 дней, только в том случае, если по его делу будет вынесен оправдательный приговор.

«Он даже не рассматривает возможности условно-досрочного освобождения или смены формы отбытия наказания — в его представлении это выглядит так, что он признает вину и просит о помиловании. Он же считает себя абсолютно невиновным», — сказал «Республике» адвокат Мейржан Доскараев.

К слову, в пресс-конференции приняли участие соратники Марата Жыланбаева. Они напомнили, что его приговорили к семи годам заключения якобы за участие в деятельности экстремистской организации и ее финансирование.  

Амангельды Джахин рассказал журналистам, что представляло собой это «финансирование экстремистской деятельности». По его словам, речь идет о средствах для уплаты избирательного взноса для участия в выборах депутатов мажилиса парламента РК.

«Я полученные от него средства отправил как взнос через Народный банк. А бенефициаром являлось Министерство финансов РК. Поэтому обвинение выглядит абсурдно. Получается, что суд назвал минфин экстремистской организацией», — не без иронии заметил Амангельды Джахин.

Похожую историю рассказала Бибигуль Имангалиева – ее комментарий на видео:

Больше о ситуации с Маратом Жыланбаевым читайте по этим ссылкам:

НАПОМНИМ, ЧТО

_

Марат Жыланбаев известен не только в Казахстане. Он единственный в мире ультрамарафонец, который в 1990-е годы пробежал все крупнейшие пустыни: Каракумы, Сахару, Большую Викторию и Неваду, и семь раз попадал в Книгу рекордов Гиннесса. Но судили его, понятное дело, не за участие в супермарафонах, в ходе которых он придал Казахстану популярности побольше иных политиков, а за его гражданскую позицию и критику власти.

_

Ему покорились пустыни, но не политическая система родной страны: в 2022 году он несколько раз пытался зарегистрировать в Минюсте партию «Алга, Казахстан», а в этом стал обвиняемым по двум статьям уголовного кодекса.

_

Жыланбаеву вменили преступления, предусмотренные статьями 405 («Организация и участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации после решения суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма или терроризма») и 258 («Финансирование террористической или экстремистской деятельности и иное пособничество терроризму либо экстремизму») УК РК и предусматривающие наказание до 6 и 12 лет лишения свободы соответственно.

_

Прокурор просил посадить Жыланбаева на 10 лет, суд остановился на 7 годах.  

БОЛЬШЕ оперативных и важных НОВОСТЕЙ в нашем Telegram-канале:
https://t.me/respublikaKZmediaNEWS

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»

 

В Казахстане почти нет независимой прессы. Власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам, осмеливающимся их критиковать. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.

 

«Республика» никогда не зависела ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем. УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О НАС можно здесь.

 

Поддержать нас можно разными способами — они есть на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.