Супермарафонцу Марату Жыланбаеву покорились пустыни, но не политическая система родной страны: в прошлом году он несколько раз пытался зарегистрировать в Минюсте партию «Алга, Казахстан», а в этом стал обвиняемым по двум статьям уголовного кодекса – его обвиняют в участии в экстремистской организации и ее финансировании.
Речь идет о ДВК Мухтара Аблязова — движении, которое решением суда в 2018 году заклеймили «экстремистским». С тех пор это решение используется как повод для преследования наиболее решительных оппозиционных активистов типа Марата Жыланбаева, который открыто и жестко критикует власти, в том числе и президента страны Касым-Жомарта Токаева.
Примечательно, что «финансирование экстремизма», по словам его соратников, заключается всего лишь в переводе средств одной из активисток так и не получившей регистрацию партии «Алга, Казахстан!» Бибигуль Имангалиевой.
На пресс-конференции в Казахстанском международном бюро по правам человека Имангалиева рассказала, что во время выборов в парламент и маслихаты минувшей весной на счет Жыланбаева через соцсети собирались деньги, которые планировалось потратить на регистрационные взносы для оппозиционных кандидатов-одномандатников.
Среди этих кандидатов была и Имангалиева.
В уголовном деле Жыланбаева ее называют участницей «экстремистской организации» ДВК – вопреки тому, что участие Имангалиевой в этом движении не доказано. Нет в отношении нее и соответствующего приговора суда. А переведенные ей Жыланбаевым средства пошли на оплату регистрационного взноса, который должны уплачивать кандидаты на выборные должности.
Бибигуль Иманглиева во время пресс-конференции поделилась документами, подтверждающими ее слова.
«Деньги, полученные от Марата Жыланбаева, потрачены на избирательный взнос касательно моего выдвижения в депутаты мажилиса, который я благополучно заплатила и была официально зарегистрирована. То есть деньги поступили в доход государства, а не какой-то террористической организации. Я зарегистрировалась как кандидат, меня проверяли все правоохранительные органы, включая КНБ», — сказала Имангалиева.
Ее соратник по партии Асет Абишев заявил, что активистов «Алга, Казахстан!» задерживают перед каждым митингом. Только в этом году он дважды получил административный арест на 15 суток.
«За последний год я уже дважды отбыл по 15 суток ни за что. Ты идешь в магазин, тебя воруют, привозят в Управление полиции, быстро судят и отправляют в спецприемник», — говорит Абишев.
В этом контексте показательны действия полиции в преддверии 25 октября – даты, на которую были анонсированы митинги Мухтара Аблязова. По словам Абишева, той же Бибигуль Имангалиевой пришлось с 18 по 30 октября сидеть дома, чтобы избежать ареста и попасть на суд к Марату Жыланбаеву.
«Нам неделю пришлось сидеть дома, чтобы нас не забрали. Могу вам точно сказать, что 2-4 экипажа всегда охраняют. Даже сегодня, когда мы ехали сюда, за нами ехала машина. За нами постоянная слежка», — говорит Асет Абишев.
«Я все это снимала, так что это не голословное утверждение. С 18 по 25 октября лично у меня во дворе три машины стояли», — добавила Имангалиева.
Другой активист Сергей Измайлов утверждает, что иногда «власти используют психологические приемы, такие как оказание давления через различные публикации, создавая фейковые страницы о якобы оказании интим услуг».
«Чтобы человеку постоянно звонили. Так оказывается моральное давление, психологическое: вам начинают постоянно звонить, телефон разрывается. Это провокационные методы власти, чтобы запугать человека, нейтрализовать», — говорит Измайлов.
В сентябре о давлении сообщил адвокат Жыланбаева Мейржан Доскараев – следователь Департамента полиции А. Абсадык направил представление в Акмолинскую коллегию адвокатов с просьбой привлечь к ответственности Доскараева из-за его отказа подписывать подписку о неразглашении материалов уголовного дела против его подзащитного.
Чо касается самого Марата Жыланбаева, то на сегодняшней пресс-конференции в Алматы адвокат рассказал, как обстоят у него дела. Супермарафонец, оказывается, до сих пор (с 3 ноября) держит голодовку, протестуя против решения суда сделать закрытым разбирательство по его делу.
Напомним, что суд закрыл (якобы по ходатайству секретных свидетелей) от общества и прессы разбирательство по делу известного на весь мир марафонца. Тем самым Марат Жыланбаев лишен возможности в открытом суде доказать свою невиновность, с чем он категорически не согласен.
Подробнее об этом деле в статьях: