На днях узнал одну удивительную вещь. Знаете, сколько наше государство тратит в год на пиар и разъяснение своих инициатив?
56 миллиардов тенге, то есть больше 100 миллионов долларов. Именно эта цифра заложена на работу со СМИ в республиканском бюджете.
И это совершенно невероятная цифра, для нашего небольшого населения просто огромная. За эту цифру мы должны получать прекрасный продукт. Гениально снятые ролики о борьбе с коррупцией. Молниеносные и полезные ответы в соцсетях. Этих денег хватит.
Если у тех, кто отвечает за использование этих денег, руки растут из правильного места – этих денег хватит с лихвой.
А что же мы имеем в реальности?
Мы имеем кошмарные, дешевые, на коленке снятые ролики о вреде взяток, которые не вызывают ничего, кроме смеха, и от которых кровь льется из глаз. Мы имеем совершенно бесполезные и косноязычные страницы чиновников и ведомств в соцсетях, которые способны выдавать исключительно сюжеты из раздела «сегодня аким посетил» или «сегодня министр подписал», а на любой вопрос выдают ответы в виде бессмысленных и никому не нужных клише.
И вот что важно. Работа с общественным мнением – это не мост, не дорога, не разбитый асфальт. Это не что-то, что можно пощупать руками и сказать – вот, это сделано плохо, а то – хорошо.
Результат этой работы очень часто не виден. И поэтому работа с общественным мнением всегда была идеальным полем для коррупции.
И это всегда было так, и никто никогда не обращал на это особого внимания. В конце концов, у нас в стране полей для коррупции море, и на каждом поле кто-то да пасется. Но так было до сегодняшнего дня. Потому что сегодня мы попали в ситуацию, в которой работа с общественным мнением имеет решающее значение. В ситуацию, в которой есть проблема, и вокруг этой проблемы общество раскололось. И доходит этот раскол не только до ругани в соцсетях, но и до физических разборок, до митингов, до избиения чиновников, как недавно было с представителями Минздрава.
Какая это проблема? Да отношение к вакцинации, конечно.
От государственной кампании по пользе вакцинации не требовалось ничего особенного — внятно, системно и понятно рассказывать о том, что такое вакцины, зачем они нужны, какие могут быть последствия. А вместо этого обсуждение вакцинации захвачено мракобесами, и вместо того, чтобы обсуждать простые и понятные вещи, мы обсуждаем чипирование, молот ведьм и захват мира масонами, в то время как те структуры, которые у нас должны заниматься общественным мнением, не делают ничего.
Может, потому что не умеют. Работа с общественным мнением – вещь сложная. Я с общественным мнением так или иначе работаю уже пять лет, и могу это сказать точно. Работа с общественным мнением в нашей стране требует выдержки, умения просто и понятно формулировать свои мысли, умения писать, умения чувствовать аудиторию и говорить с ней.
Я вполне допускаю, что наши государственные пропагандисты это делать разучились или просто никогда не умели.
А, возможно, потому, что не хотят. Ведь работа с общественным мнением – это деньги, и немалые. Сейчас середина года, деньги давно распределены по регионам, рассованы по подрядчикам. А подрядчики эти очень часто умеют только клепать на коленке нелепые ролики, да ботов рассылать в комментарии.
А придумывать какой-то креатив – это ведь умных людей нанимать надо. Популярных. Тех, кому верят.