Официальные контакты с временным правительством Афганистана, часть министров которого представляют запрещенное в Казахстане движение «Талибан»*, — не являются ли они признанием режима, пришедшего к власти в Афганистане в августе текущего года, и не противоречат ли законодательству?
С такими вопросами мы обратились к представителям казахстанского экспертного сообщества и с удивлением обнаружили, что единого мнения на этот счет нет.
Напомним, что 26 сентября 2021 года Министерство иностранных дел РК сообщило, что посол Казахстана в Кабуле Алимхан Есенгельдиев встретился с и. о. министра иностранных дел во временном правительстве Афганистана Амир Ханом Муттаки. Разговор шел о предоставлении продовольственной и иной гуманитарной помощи афганскому народу.
«Глава афганского внешнеполитического ведомства поблагодарил казахстанскую сторону за готовность оказать предметную поддержку населению Афганистана в сложный переходный период…», — говорится в сообщении, размещенном на сайте внешнеполитического ведомства.
Эта информация получила неоднозначную оценку в казнете.
«О как! С официально запрещенной в Казахстане террористической организацией «Талибан»* наша власть официально задружила, а за принадлежность к ДВК** и «Коше»*** — судят и сажают! Вы … определились бы с трусами и крестом, стыдно за вас, клоунов», — написал по этому поводу на своей странице в Facebook бывший руководитель незарегистрированной Народной партии «Алга!» Владимир Козлов.
В комментариях пользователи соцсетей задавались вопросом о законности подобных переговоров. Приведем некоторые из них:
«Для Казахстана, чтобы наладить дипломатические и дружеские отношения, нужно Верховному Суду отменить свое решение о том, что движение «Талибан»* запрещено. Это говорит о том, что наша политическая власть за 30 лет не научилась держать «нос по ветру». И за 30-летную работу руководству страны можно спокойно и без зазрения совести ставить жирную «двойку».
«Талибан»* нам намекнул: кто не будет помогать гуманитарной помощью, финансами и т.д., будут подвергнуты жестким нападениям и рискам потерять все. Наша власть сильно боится исламистов и потерять власть. Оборона у нас слабая, не нюхавшая порох, можно за неделю захватить. Наши правители будут отмечаться всем, лишь бы власть не потерять».
«Ранее президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев призвал инициировать неформальный диалог с талибами. Он отметил, что на данном этапе речь не идет об официальном признании. Это как? Нельзя, но чуть-чуть, потихоньку, можно?»
Иными словами, многие в недоумении от происходящего на поприще казахстанско-афганских отношений. И мы попытались разобраться в этом вопросе, обратившись с вопросами к экспертам.
А что тут такого?
Во встрече казахстанского посла c представителем правительства Афганистана нет ничего экстраординарного, считает политолог Рустам Бурнашев.
«Есть четкая информация, что речь идет об оказании гуманитарной помощи. И я не думаю, что что-то стоит за рамками этих вопросов. На самом деле, здесь надо понимать уровень взаимодействия: с представителями движения «Талибан»* и с теми, кого они называют временным правительством, контакты устанавливают дипломаты, работающие в стране, что совершенно нормально. Я нарушения законодательства Казахстана в данном случае не усматриваю, что идут переговоры с организацией, объявленной террористической, потому что это не межгосударственные переговоры. Искать что-то скрытое за рамками этих контактов я бы тоже не стал», — сказал политолог в комментарии нашему изданию.
Рустам Бурнашев подчеркнул, что речь идет не о межправительственных переговорах, потому что по сути правительственные структуры Казахстана в этих процессах не задействованы.
«Вопрос о том, ведем ли мы переговоры с террористическими организациями или нет – это вопрос практический, в каких-то ситуациях переговоры возможны, в каких-то – нет. Возьмем для аналогии эвакуацию граждан Казахстана, находившихся на территории Афганистана, которая проходила в середине сентября, после того, как талибы пришли к власти. Стояли вопросы об охране внешнего контура посольства, об организации проезда казахстанцев от посольства до аэропорта. И переговоры по этим пунктам в рабочем порядке были проведены.
Это не значит, что Казахстан официально признает движение «Талибан»* или нарушает формат взаимодействия с организациями, признанными террористическими. В данное время возникает вопрос о возможности оказания помощи Афганистану, поскольку в стране наблюдается ситуация гуманитарного кризиса в связи с нехваткой продовольствия. Ведутся переговоры о том, в каком формате можно эту помощь оказать. И решение этих задач в компетенции дипломатического ведомства, — это нормально», — пояснил Бурнашев.
А куда деваться?
Дипломат с большим стажем, а ныне публицист Казбек Бейсебаев считает, что переговоры с талибами – это переговоры с реальной властью в Афганистане.
«Чтобы мы (да и не только мы, но и в мире) ни говорили, сегодня реальная власть в Афганистане — у «Талибана»*, и хочешь или не хочешь, но с ним придется иметь дело. Что касается встречи нашего посла, давайте сошлемся на Россию: посол соседней страны не раз признавался, что у них тоже есть контакты, вообще в России даже есть официальный представитель, который всегда имел контакты с движением. И в том, что наш посол встретился, ничего необычного нет: ну а куда деваться? Закрыть посольство и уходить? Нет. Пришла новая власть – и с ней надо иметь связь, работать. Это нормальная встреча, и я не вижу в ней какой-то подоплеки», — считает Бейсебаев.
Тем не менее, говоря о разнице в отношении казахстанской власти к «Талибану»* и «ДВК»** и «Коше партиясы»***, он не отрицает наличие «двойных стандартов»: «Да, так оно и есть, в этом нет ничего нового. «Талибан» — это «хорошие» террористы, потому что чужие, а «ДВК»** и «Коше»** — свои, и значит плохие».
Ситуация как в анекдоте
В то же время директор Казахстанского международного бюро по правам человека Евгений Жовтис, которого мы попросили дать юридическую оценку процессу, иначе расценил вышеупомянутые переговоры.
«По-хорошему, признание организации террористической, конечно, имеет последствия, причем конкретные правовые. Как мы знаем, в Казахстане признаны запрещенными «ДВК»** и «Коше партиясы»*** (правда, за экстремизм, а не за терроризм). И все, кто участвует в их деятельности, немедленно подлежат привлечению к уголовной ответственности, для этого есть специальная статья 405 УК РК.
Ст. 405 УК РК — Организация и участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации после решения суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма или терроризма.
Причем виды этого участия, как вы понимаете, могут быть очень многообразными, вплоть до того, что вы в соцсетях поставите «лайк» или сделаете перепост совершенно невинной информации, но распространенной этой организацией. Причем всегда надо указывать, что данная организация запрещена за экстремизм или терроризм, иначе вы пропагандируете экстремизм либо терроризм», — отметил Евгений Жовтис.
По его словам, если доводить ситуацию до логического завершения, то встречи, например, посла или кого-то с представителями запрещенных организаций могут рассматриваться как легитимация, продвижение или признание на международном уровне организации, которая внутри страны признана террористической.
«То есть надо определиться, наверное, и официально исключить «Талибан»* из списка запрещенных организаций, составленного Генеральной прокуратурой. Иначе ситуация как в анекдоте: либо крестик снимите, либо трусы наденьте. Одновременно не получится. Это выглядит, мягко говоря, двусмысленно.
А грубо говоря, всех, кто с общается талибами, помогает и распространяет, да еще и не указывает, что их организация террористическая, нужно привлекать к уголовной ответственности, как привлекли ряд гражданских активистов или СМИ в Казахстане», — резюмировал юрист.
Анекдот про трусы и крестик
Как-то решил еврей пойти в общую баню, а чтобы никто не понял, что он еврей, повесил крестик на шею. Пришел, парится со всеми голышом. А все на него смотрят — то на крест, то на обрезанную деталь в образе. Тут один мужик не выдерживает и говорит: «Абрам Маркович, вы или крестик снимите, или трусы наденьте…»
Конечно, Казахстан – не единственное государство, которое ведет переговоры с новым правительством Афганистана. Как сообщает Gazeta.ru, в переговоры в той или иной форме вступили Россия, Китай, Индия, Пакистан, Иран, США и ряд стран Западной Европы. Тем более что Казахстан в последние годы продавал в Афганистан продукцию нефтехимической, пищевой, металлургической, машиностроительной, химической, легкой, деревообрабатывающей и мебельной отраслей промышленности, а закупал овощи и фрукты.
По данным министерства торговли и интеграции РК, объемы взаимной торговли между Казахстаном и Афганистаном по итогам 2020 года увеличились на 55,2% и составили 623,6 млн долларов США. И как быть теперь?
Но эта, казалось бы, очевидная необходимость в переговорах с новыми властями Афганистана не отменяет того факта, что ситуация выглядит странной и двойственной, подрывающей доверие к политике казахстанской власти.
СПРАВКА
*Движение «Талибан» — религиозно-политическая организация в Афганистане — признана запрещенной в Казахстане решением Верховного суда РК от 15 марта 2005 года.
**Движение «ДВК» признано экстремистским и запрещено на всей территории РК решением Есильского районного суда Астаны 13 марта 2018 года.
**Деятельность движения «Коше партиясы» запрещена в Казахстане решением Есильского районного суда Нур-Султана 19 мая 2020 года.
ПОДДЕРЖИТЕ НАС!
В Казахстане почти не осталось независимой прессы. За последние годы власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам и запугать тех, кто осмеливается писать о них правду. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.
KZ.MEDIA – молодой проект. Редакция нашего медиаресурса не зависит ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем, мы пишем о том, что считаем важным. НО НАМ НУЖНА ВАША ПОДДЕРЖКА!
Помогите нам рассказывать вам ПРАВДУ о ВАЖНОМ!
Поддержать нас можно через KASPI GOLD, отправив свою сумму на номер телефона 8 777 681 6594 или на номер карты 5169 4971 3344 9037.
И есть еще несколько способов нас поддержать — они здесь.