К моему огромному сожалению, иной раз кажется, что послания президента страны – это такая своеобразная и уникальная социальная сеть, в которой он жалуется на происходящее народу точно так же, как народ жалуется и возмущается в своих социальных сетях.
И ведь именно народу ябедничает на нерадивость чуть менее влиятельных правителей, над которыми он поставлен. Иначе речь называлась бы посланием парламенту, а не народу.
Как объяснить иначе то, что президент страны, управляя правительством и страной в целом, удивляется или сожалеет о том, что в его стране под его управлением у его подчиненных происходят неприятности, которые самым похабным образом отражаются на государстве, которым он руководит?
Это как раз то, в котором мое мнение совпадает с мнением президента до запятой – действительно, а почему так?
—
Сентябрь 2021 года. Проблемы и даже варианты их решений (которые в будущем часто почему-то приводят к еще большим проблемам или отсутствию результатов). Озвучено президентом страны 1 сентября в послании народу Казахстана.
По каждому их этих пунктов так и хочется спросить – и что? Решили? Или надо еще тридцать лет и тридцать посланий, чтобы к 2050 году осознать, что все это время шли не тем путем и запустить программу Казахстан 2100 – чтобы уж наверняка решить текущие проблемы.
Вопрос простой – почему, слушая о проблемах управления страной, создается впечатление, что до этого в течение 30 лет как будто не происходило ничего, а проблемы появились сами собой и вот сейчас их надо решать.
Как будто те же самые проблемы не озвучивались и не пытались быть разрешены в течение всех этих 30 лет.
И надо опять начинать с нуля.
—
«Наша стратегическая цель – усилить лидирующую роль в Центральной Азии и укрепить свои позиции в мировой экономике».
* Да. Одно лишь наличие Китая и – какая, говорите, у нас «лидирующая роль» в регионе? Неужели народ сам не способен оценить реальное место Казахстана в мировой экономике при таких соседях.
—
«Для дальнейшего привлечения прямых инвестиций внедрен новый инструмент – Стратегическое инвестиционное соглашение».
* Почему не работали прежние «эффективные инструменты»?
—
«В условиях пандемии государство оказало масштабную и оперативную поддержку гражданам и бизнесу».
* Малый бизнес ограничили в работе с клиентами, кошмарили мониторингом, а гражданам запрещали работать, ходить, дышать, зарабатывать. Своеобразная, так скажем, помощь.
—
«Серьезный экономический, но прежде всего социальный эффект оказала инициатива по досрочному использованию пенсионных накоплений. Эта мера помогла более миллиону наших сограждан улучшить свои жилищные условия или снизить ипотечное бремя».
* Почему такая эффективная возможность не была использована во все предыдущие годы, когда люди теряли квартиры, но не могли оплатить долг по кредиту из пенсионных накоплений. А теперь, как оказалось, это можно было делать, если бы вот такую возможность разрешили раньше, в менее кризисные годы. И ничего, пенсионная система не сломалась. А людям и тогда было бы ой как хорошо, особенно в период девальвационных кризисов.
—
«В целом стране необходим свод правил по управлению государственными финансами: госдолгом, бюджетной политикой, Нацфондом. Прошу Правительство и Национальный банк до конца года подготовить Концепцию управления государственными финансами».
* А как руководили раньше, без Концепции? Неэффективно? По другой концепции – а она оказалась провальной? Но как можно продолжать доверять тем, кто уже доказал годами собственную неэффективную работу?
—
«Ресурсный потенциал нашей страны полностью не раскрыт, геологическая изученность остается на низком уровне».
* А почему? Почему за 30 лет, прекрасно осознавая, что именно ресурсы и являются чуть ли не единственной надежной опорой благополучия государства, то же государство не обеспокоилось раскрытием ресурсного потенциала страны и изучением недр?
—
«Недра – это национальное достояние. Решения о доступе к ним путем кулуарных обсуждений в тиши кабинетов должны быть поставлены вне закона».
* То есть до этого момента доступ к ним определялся кулуарно? И только сейчас решили, что хватит? И это нам говорит руководитель страны. А что, кулуарно выданные права на разработку месторождений будут отозваны? А что, СПК «Ертiс» это тоже коснется?
—
«Чрезмерное присутствие государства в экономике серьезно сдерживает ее рост и конкурентоспособность, приводит к коррупции и незаконному лоббированию. Госпредприятия по-прежнему доминируют во многих секторах, пользуются монопольными льготами».
* Это тоже нам говорит руководитель страны. Тот, который по принципу преемственности власти и как кандидатура, продвинутая к посту предыдущим президентом (и как премьер-министра в прошлом) должен бы полностью нести ответственность именно за создание системы, в которой «чрезмерное присутствие государства в экономике», Это вообще не повод ли задуматься о смене президента на того, который хотя бы не участвовал в создании и поддержке именно этой проблемы?
«Мы начали решать данные проблемы».
* Отлично. 30 лет на то, чтобы начать решать, сколько еще нужно, чтобы решить?
—
«Почему отдельные национальные компании и госпредприятия работают в убыток, а их первые руководители не несут ответственности за это?».
* Это президент страны у народа Казахстана спрашивает, народ ему ответить должен?
—
«Мы также столкнулись с неконтролируемым ростом инфляции. Нацбанк, Правительство оказались бессильными перед ней, сославшись на мировые тенденции. Подобного рода отговорки высвечивают уязвимость национальной экономики. Возникает еще один вопрос: в чем тогда состоит роль наших профессиональных экономистов?»
* А в чем тогда толь того, кто руководит правительством, если он жалуется народу страны на своих подчиненных, которых неспособен обуздать?
—
«Главная задача Национального банка и Правительства – это возвращение инфляции в коридор 4-6%».
* Поспособствовать государственными решениями невероятному росту цен в два, а то и три раза, чтобы через полгода сказать – мы обуздали инфляцию, за начальный уровень отчета взяв сегодняшние уже задранные цены? Идеально – для тех, кому цифра важнее результата.
—
«Мы приняли решение – государство не должно помогать банкирам».
* Напомнить ситуацию августа 2015 года, когда после очередной девальвации государство казенными средствами финансировало банки, чтобы они «удержались»? И теперь, оказывается, государственная поддержка банков – это вовсе не обязательное условие устойчивости финансового рынка. Но ведь именно президент, правительство, Нацбанк шли на необязательные меры, поддерживая банки, но не людей.
—
«В сфере АПК накопилось немало проблем».
* Кто их накопил? Сельчане саботировали собственную работу, отказывались от зарабатывания денег и стремились к нищете, чтобы президентам было грустно? Или это предыдущие версии мудрого правительства постарались?
—
«Необходимо также обеспечить единый контроль над ценами по цепочке от производителя до потребителя».
* Что дает «контроль цен» в условиях рыночной экономики? Почему государство вообще собирается контролировать ценообразование в тех сферах, в которых оно (или им созданные предприятия) не является производителем? И что – разве до этого не контролировали те самые «несколько ведомств» — и надо создать новый, единый орган контроля? Чтобы — что?
Чтобы контролировать цепочку цен от, например, турецких производителей бытовой химии до прилавка по всем посредникам?
Или государственно регулировать цены на картошку (субсидированием производителей или силовыми методами – и мы еще недавно слышали угрозы акимов розничным торговцам, но не оптовикам)?
Сегодня по интернету расходится тема со ссылкой на это послание – якобы в сентябре президент повелел обуздать цены. Нет, не цены обуздать он повелел, а создать орган, который бы наблюдал за ними. Это вообще не одно и то же.
—
«На сегодня у фермеров нет доступа к местам выпаса скота из-за их принадлежности лицам с известными фамилиями, устроившим из своих владений неприступные крепости. Акимы не могут решить эту проблему по разным причинам, в том числе из-за личной зависимости».
* А президент? А государственное управление, благодаря бессильности которого и получили права ограничивать доступ к земле «лица с известными фамилиями»?
Президент говорит как будто о какой-то другой стране, к которой он до этого момента не имел отношения (ой, ну не будем вспоминать, что наш президент практически всю жизнь и посвятил проблемам внешней политики и представительству Казахстана на международной арене. В конце концов, он же и премьером был, и в Сенате председательствовал).
А что такое личная зависимость акимов? Это значит, что на их решения влияют «лица с известными фамилиями», а не закон, принципы государственного управления и прочее? И, подтверждая это, президент просто сетует на ситуацию и оставляет акимов, управляемых другими людьми, и дальше рулить?
—
«В нашей аграрной политике наблюдается непоследовательность. Со сменой министров меняется и политика. В таких условиях фермерам сложно планировать работу на перспективу».
* А как же все эти бесконечные госпрограммы, нацхолдинги, госрегулирование и преемственность власти в том числе и в министерствах?
Это куда все делось, что опять надо перестраивать и создавать новую генеральную линию – на этот раз единую?
—
«Только за последние пять лет на субсидирование было направлено более 2 трлн тенге. К сожалению, более половины уголовных дел в сфере АПК приходится на хищение субсидий. Такая ситуация неприемлема».
* Надо было направить 2 триллиона тенге, наблюдать за хищениями, чтобы теперь сказать – как-то не так получилось, и теперь уж точно надо это корректировать. Получается, что система субсидий не была защищена от возможности хищений – и все равно в нее похоронили два триллиона. И у нас вопрос – а почему так было, а кто виноват-то?
—
Все это только часть сентябрьского послания. Крохотная часть.
Почему бы не пообсуждать вот это в послании президента, Реальную ситуацию и что (кто?) конкретно к ней привело, а не пока еще фантомные «позитивные сдвиги» в будущем?
Я бы поняла подобные жалобы президента, если бы он действительно пришел не из недр все той же предыдущей системы управления, за работу которой тоже должен нести ответственность (но в силу закона – нет у него теперь ответственности ни за что, кроме госизмены). Но он – преемник этой системы.
Я не тормоз. Я специально отложила тему «обсуждаем послания президента» на несколько недель, чтобы не мешаться в очереди всех остальных «обсуждений». Чтобы попытаться отследить не просто намерения, но и действия.
Теперь пришло время и для меня, и для Factum, и для проекта «Право голоса» – раскладывать по полочкам обещания тех, кому государство платило зарплаты в надежде на их эффективную работу за все тридцать лет независимости, и сравнивать их со сделанным и исполненным.
За 30 лет независимости Казахстана.
Я хочу понять, ради чего на самом деле казахстанцы жили эти годы, ради чего соглашались с неприятностями и надеялись на вновь избранных.
Или – ради кого.
Ради чьих интересов мы все жили – раз оказалось, что не ради наших собственных?