В преддверии дня независимости Казахстана на информационном поле активизировался первый президент (Казахстана). При этом в глаза бросается то, что в своих интервью и статьях он любит поговорить о пороках советской системы и о том, как он уже тогда все видел и понимал.
Но чем больше шло углубление в эту тему, тем больше возникало ощущение дежавю, так как тот список советских пороков и ошибок, о которых говорилось, с лёгкостью можно обнаружить и у нас.
Вот, например, в статье «Уроки независимости» первый президент вспоминает I Съезд народных депутатов 1989 года, где он, будучи председателем Совета Министров республики, выступил с критикой советской экономической системы.
«…Занимаясь по долгу службы вопросами практической экономики, могу сказать, что мы достоверного представления о положении в экономике страны и сегодня не имеем… Планы выполняются, а состояние экономики ухудшается. Почему? Много накопилось таких «почему». Надо наконец-то определить всю глубину кризиса в экономике, выработать четкий путь его».
Но с таким же успехом тезис «Планы выполняются, а состояние экономики ухудшаются» можно адресовать и руководству Казахстана, которое желаемое часто выдавало за действительное.
Или же тезис «Мы достоверного представления о положении в экономике страны и сегодня не имеем» легко подходил под многолетнюю практику искажения официальной статистики в угоду «мифическим успехам», что наблюдалось в современном Казахстане.
Кстати, об «успехах». В своей статье первый президент упоминал три индустриально-инновационные программы и 1500 проектов, на которые потратили 9 триллионов тенге. Но гора родила мышь. Казахстан как был сырьевым придатком мировой экономики, так и остался.
А вот озвученный в 1989 году тезис «Нефть не служит тем, кто ее добывает» очень актуален в преддверии десятилетних событий в Жанаозене.
При этом в интервью телеканалу «Россия 24» первый президент заявил, что Советский Союз развалился потому, что социалистическая система изживала свои ресурсы: «Руководство экономического блока должно было вовремя это заметить и сделать изменения в управлении».
Но готово ли нынешнее руководство Казахстана «вовремя заметить», что мы катимся в яму инновационной периферии и уже теряем свой суверенитет во всех сферах — от экономики и безопасности до внешней и внутренней политики?
И еще. В глаза бросилось то, что во всех этих интервью и статьях практически не упоминается наследие Динмухамеда Кунаева, который когда-то помог карьерному росту Н.Назарбаева.
Как будто после развала СССР Казахстан напоминал пустыню с тремя пальмами, где не было ни построенных городов, ни большого количества заводов, ни образованного населения, ни уже разведанных месторождений, куда затем пришли иностранные ТНК.