На прошлой неделе произошла очередная дикая история. В Астане 33-летний мужчина в автобусе приставал к 12-летней девочке. Подошел к ней близко, начал прикасаться, когда она попыталась отойти, снова приблизился и снова пытался прикоснуться. Девочка, и это понятно, очень испугалась, но смогла позвонить маме. Та не растерялась, попросила дочь включить видеосвязь и начала кричать на мужчину и просить окружающих вмешаться. Мужчина попытался скрыться, но был задержан.
Если исходить из описания выше, все это выглядит как плохая история с хорошим концом. Девочка не пострадала, мама успела вмешаться, потенциального насильника задержали. Но это только на первый взгляд.
Начнем с того, что астанинская полиция отнеслась к взрослому мужику, который в автобусе приставал к двенадцатилетней девочке, удивительно мягко и добросердечно. Его арестовали… на десять суток, возбудив административное дело по статье «Мелкое хулиганство».
По логике астанинской полиции, взрослый мужчина, пытавшийся трогать и до смерти напугавший девочку, просто так хулиганил.
А я даже могу рассказать, какой логикой руководствовались полицейские. Формулировка статьи «мелкое хулиганство» предусматривает «оскорбительное приставание к физическим лицам». Правда, проблема в том, что полицейские плохо изучали теорию. Иначе они бы понимали, что главный критерий, отличающий административное мелкое хулиганство от уголовного преступления – его общественная опасность.
Если объяснить просто, то «оскорбительное приставание к физическим лицам» — это когда вы идете по улице, и кто-то начинает что-то оскорбительное кричать в вашу сторону. И у этого действия есть общественная опасность, но ее уровень невысок. А у приставания к несовершеннолетней девочке в общественном транспорте уровень общественной опасности несоизмеримо выше, и ни о какой административной ответственности тут речи быть не может.
И либо полицейские, которые на все это смотрят как на мелкое хулиганство, плохо учились в свое время, либо они просто очень добрые и мягкосердечные люди. Потому что мужчине теперь грозит страшное наказание. Согласно положениям Кодекса об административных правонарушениях за мелкое хулиганство полагается штраф в 5 МРП или арест до 10 суток. За повторный случай в течение года – арест на 15 суток.
Есть ощущение, что все казахстанские педофилы, прочитав эту новость, радостно потерли руки, потому что получается, что в нашей стране можно приставать к детям почти безнаказанно. Поймают впервые – десять суток или штраф в пятнадцать тысяч. Поймают снова – пятнадцать суток. Именно так у нас применяет закон столичная полиция. Учитывая, что задержали этого товарища 19 мая, можно ожидать, что ближе к концу месяца он снова появится в автобусах столицы. И снова начнет распускать руки.
И с этим связана еще одна плохая новость. Дело в том, что мама девочки, пытаясь остановить потенциального насильника, громко звала на помощь. Просила стоящих рядом мужчин вмешаться и остановить того, кто приставал к ее дочери. И ни один не вмешался. Ни один.
Все стояли и смотрели. И делали вид, что это их не касается.
И от этого еще хуже, на самом деле. Потому что с квалификацией-то разобраться можно. И найти тех невиданно добрых полицейских, которые приставание к несовершеннолетнему в общественном месте трактуют как мелкое хулиганство, тоже можно. Но вот что делать с людьми, на глазах которых взрослый мужик пристает к ребенку, а они делают вид, что все нормально – вот это непонятно совершенно. И как с этими людьми в одной стране жить и детей растить?