23 июня 2022 года правительство РК утвердило проект «Концепции инвестиционной политики РК до 2026 года». Это достаточно важное для «Нового Казахстана» событие случилось на заседании кабинета министров под председательством Алихана Смаилова, и, похоже, его члены были единодушны в своем решении. По крайней мере в официальном пресс-релизе нет ни слова, свидетельствующего об обратном.
Читая текст вышеупомянутого пресс-релиза, а также еще одного объемного информационного сообщения на эту тему под названием «Казахстан планирует нарастить приток прямых иностранных инвестиций до $25,5 млрд в 2026 году», так и хочется поверить в то, что иностранные инвесторы вот-вот хлынут в Казахстан. Ну и заодно принесут с собой свои немеряные капиталы, новейшие технологии и технику, а также наилучшие управленческие практики.
Ведь правительство РК собралось в ближайшие пять лет сделать упор на привлечение инвесторов, в первую очередь в обрабатывающую промышленность. И не просто так, а с акцентом на «росте производительности труда, наращивании объемов и повышении сложности экспорта, освоении новых производств продукции более высокого передела и поэтапной локализации производств».
Более того, проектом Концепции предусмотрено, что уровень инвестиций в основной капитал вырастет до 25,1% к ВВП, а приток прямых иностранных инвестиций к 2026 году увеличится до 25,5 млрд долларов в год.
Из официального пресс-релиза также следует, что нынешнее правительство РК и его глава Алихан Смаилов уверены в том, что Казахстан «является привлекательным для прямых иностранных инвестиций и сохраняет позицию лидера по притоку иностранных инвестиций в Центрально-Азиатском регионе».
А поэтому: «Для укрепления данной позиции в текущих условиях нам необходимо активно действовать на опережение в борьбе за иностранные инвестиции и создавать для инвесторов наиболее оптимальные условия. Следует расширять источники финансирования инвестиционных проектов в несырьевых секторах экономики».
После столь уверенных заявлений нам остается только поздравить казахстанцев с тем, что в стране скоро будет запущен новый инвестиционный цикл, что, видимо, случится после того, как «Концепция инвестиционной политики РК до 2026 года» будет утверждена указом президента РК (он же главный строитель «Нового Казахстана») Касым-Жомарта Токаева.
Что касается нас, то мы тоже порадуемся, но лишь тому, что оно, правительство, является собранием оптимистов, искренне верящих в то, что написанное ими воплотится в реальную жизнь.
Ведь подобных правительственных оптимистов, верящих в себя и свои возможности, и до Алихана Смаилова и его подчиненных был великое множество. И ни одному из них (повторимся, ни одному) не удалось привлечь иностранных инвесторов в количестве достаточном, чтобы они смогли сделать национальную экономику конкурентоспособной даже в региональном масштабе.
Да, были и есть отдельные успешные проекты, но их число не настолько велико, чтобы изменить сырьевой характер казахстанской экономики, увеличить долю обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства в ВВП и экспорте.
Именно поэтому мы позволим себе спрогнозировать, что новый инвестиционный цикл в Казахстане закончится точно так же, как обычно – громким или негромким пшиком, после которого правительство РК, но уже под руководством следующего премьер-министра РК разработает следующую «Концепцию инвестиционной политики РК» — скажем, до 2030 года.
Почему мы так уверены? Потому что правительство РК даже не задумывается над тем, почему казахстанские инвесторы, располагающие достаточно крупными денежными накоплениями, не рвутся вкладываться в национальную экономику, а предпочитают или держать свои средства на депозитах в банках второго уровня, или выводить их за пределы страны.
Причин этому аномальному, на первый взгляд, поведению много, и одна из них состоит в излишнем присутствии государства в экономике. Причем не только в ключевых секторах, но и вообще, даже в самых дальних точках. В присутствии как прямом, так и косвенном, как законном, так и незаконном.
В связи с этим в Казахстане впору начинать бороться не только за гражданские права и свободы казахстанцев, но за права и свободы казахстанских предпринимателей. Но увы, пока этим неблагородным делом никто из предпринимателей заниматься не рискует, поскольку это чревато немедленными проблемами и потерей бизнеса.
Хотя решение этой проблемы поистине национального масштаба и значения могло бы решить проблему привлечения инвесторов, в том числе и иностранных, настолько кардинально, быстро и всеобъемлюще, что, возможно, исчезла бы необходимость в государственной поддержке инвестиционной активности в стране.
Однако что-то нам подсказывает, что в «Плане действий», который является частью «Концепции инвестиционной политики РК» и содержит «45 конкретных мероприятий системного характера, структурированных по трем основным направлениям», о политических реформах, которые в данном случае необходимы в первую очередь, нет ни слова.
Между тем в истории Казахстана есть период, когда развал прежнего государства (Советского Союза) в условиях, когда новое государство только становилось на ноги и у него просто не было возможности руководить экономикой, не говоря уже о том, чтобы серьезно вкладываться в нее, привел к бурному развитию национальной экономики. И все благодаря тому, что резко повысилась активность казахстанцев, причем всех — снизу доверху и от мала до велика.
Так, может, Акорде есть смысл попробовать довериться казахстанцам и прекратить заниматься тем, чем должны заниматься в первую очередь национальный бизнес и казахстанские инвесторы?
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
За последние годы власти сделали все возможное, чтобы запугать тех, кто осмеливается писать о них правду, или «купить» их с помощью госзаказов. В этих условиях независимые редакции могут рассчитывать только на своих читателей.
Для «РЕСПУБЛИКИ»нет запретных тем, мы пишем о том, что считаем важным.НО НАМ НУЖНА ВАША ПОДДЕРЖКА!
Поддержать нас можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594или на номер карты 4400 4302 1819 1887.
И есть еще несколько способов – они на этой странице.