Особенность казахстанской оппозиции — она активизируется после объявления досрочных выборов. Активный период продолжается чуть больше двух месяцев, после чего все возвращается в исходное латентное состояние до следующего объявления выборов. Бывали редкие исключения, но общая тенденция такая.

Вот и сегодня после объявления досрочных выборов оппозиционеры в очередной раз оказались не готовы к этому главному для любой оппозиции событию. Понятно, что за два месяца в принципе уже мало что можно сделать, чтобы подготовить и выдвинуть достойных кандидатов, мобилизовать своих сторонников, полноценно провести предвыборную кампанию и обеспечить контроль над процессом голосования. 

Очевидно, что условия для работы оппозиции в Казахстане близки к экстремальным. Нурсултан Назарбаев создал политическую систему, в которой оппонировать власти очень трудно и рискованно, а уж предъявление претензий на власть — подвиг. Эта система не изменилась и в «новом Казахстане» Токаева. Но вряд ли этим можно объяснить и оправдать слабость казахстанской оппозиции, которая терпит поражения вот уже тридцать лет. Тут причины в самой оппозиции, но это отдельный большой разговор.

К сожалению за 30 лет бездарного правления Назарбаева и его откровенно антинародной политики оппозиция так и не смогла аккумулировать и возглавить недовольство масс. Оппозиция для большинства казахстанцев так и не стала реальной альтернативой власти и соответственно не получила широкой поддержки со стороны граждан. В стране так и не сложилась классическая схема политической дихотомии между теми, кто ЗА власть и кто ПРОТИВ нее.

Вместо этого в казахтанском обществе существуют три сегмента политических предпочтений.

Первый – представлен теми, кто поддерживает власть в нынешнем ее формате.

Второй – это казахстанцы, поддерживающие оппонентов власти из оппозиции.

И самый большой сегмент казахстанского общества – те, кого не устраивает ни власть, ни нынешняя оппозиция. Вот они то и могут решить каким быть Казахстану в будущем. Увы, пока это «сомневающееся большинство» не определилось в своих предпочтениях и ждет своего часа.

Таким образом, значительная часть казахстанцев при всем их критическом и даже негативном отношении к власти  достаточно критично относится к оппозиции. И вот это определяет ее слабость и отсутствие широкой поддержки.

Убежден, что важнейшая проблема оппозиции в том, что они не могут перетянуть на свою сторону «сомневающееся большинство», которое не желает голосовать за людей из власти, но при этом не видит в лагере оппозиции лидеров, которым можно было бы доверить управление государством.

Появись завтра в оппозиции политик серьезного уровня, не замаранный сотрудничеством с властью, с грамотной и понятной политической программой, исход голосования был бы явно не в пользу кандидата от власти. Не помогли бы даже фальсификации избиркомами и выкручивание рук адмресурсом.

Убежден, это прекрасно понимают во власти, и поэтому до выборов никого из достойных и авторитетных политиков из оппозиции там не допустят. Никаких реальных альтернатив Токаеву на выборах не должно быть — и они это сделают!

Думаю, у них на этом направлении все схвачено. На мой взгляд, эта главная фишка выборной стратегии Акорды. Так что строить иллюзии насчет тех, кого допустят до выборов, думаю, не стоит.

Если и допустят кого-то от реальной оппозиции, то это будет заведомо непроходная фигура, за которую даже при тактике «умного голосования» многие не станут голосовать. Кроме того, сработает «синдром Косанова». У всех кандидатов, которые готовы выдвинуться от оппозиции в прошлом, были пресловутые 5 лет работы в госорганах.

Это то, что автоматически заставляет подозревать в каждом из них второго Косанова. А это гарантированный «волчий билет».

Другой важный момент. Власти постараются не допустить к выборам ненадежных и неуправляемых кандидатов. Это в любом случае рискованно. Так что фильтр на лояльность ожидается серьезным, и пройдут его только самые надежные и проверенные.

Вряд ли будет много кандидатов – есть риск, что такое голосование способно растащить голоса, и это может привести ко второму туру голосования. Что также не желательно, так как во втором туре за соперника Токаева вполне могут проголосовать все те, кто не голосовал за него в первом туре.

И еще: в теории Токаеву ОЧЕНЬ важно, чтобы выборы прошли более-менее честно, без массовых вбросов, привычных каруселей и традиционных фальсификаций при подсчете голосов.

В этом случае идеологема «Новый Казахстан» получает мощное подкрепление и будет эксплуатироваться дальше.

Однако на практике все может пойти и по другому сценарию. Если в ходе голосования что-то пойдет не так и появится угроза запланированному сценарию победы Токаева в первом туре, то ничто не помешает дать отмашку и перевести «избирательную машину» в режим «на победу», как в прежние 30 лет. Но тогда с пропагандистским лозунгом «Новый Казахстан» можно будет распрощаться.

То есть для Токаева для сохранения лица важно победить относительно честно. В противном случае он становится вторым Назарбаевым во всех отношениях.

Теперь о наивности тех, кто пытается возражать против досрочных выборов и требовать от президента Токаева их отмены. Господа, вы о чем? Он это задумал, чтобы гарантировать себе нахождение во власти как можно дольше, чтобы такие, как Вы, не смогли его убрать раньше, а вы предлагаете ему это все похерить? С чего бы это он на вас оглядывался?

Нужно понимать, любая авторитарная власть уважает только силу. Если бы оппозиция в Казахстане имела мощную поддержку в массах, выводила на свои митинги сотни тысяч человек, имела своих депутатов в парламенте – такие требования были бы вполне уместны, и к ним, возможно, власти прислушались бы. Сегодня же это ничего кроме улыбки вызвать не может.

Токаев делает свое дело, чтобы остаться во власти, а оппозиция должна делать свое, чтобы его там не было. То есть у них принципиально разные задачи. Для этого нет смысла выдвигать требования к власти или предлагать власти поменять нынешние недемократические законы. Все это оппозиция сделает сама, если придет к власти. А чтобы это случилось, нужно добиваться главного – чтобы БОЛЬШИНСТВО казахстанцев перестало сомневаться в необходимости перемен в стране и поддержало общее требование обновления власти.

Для этого нужно предложить новых лидеров, не замаранных старой властью, и ясные и понятные всем лозунги, главным из которых должен стать: «Со старой властью не может быть нового Казахстана».

То есть в повестку дня ставится тема перезагрузка власти. Так что главный адресат их деятельности – не власть, а простые казахстанцы. Однако это задача явно не двух месяцев. Это работа на перспективу. Предстоящие выборы, которые оппозиция к сожалению опять прос**ла, это хороший повод, чтобы у людей открылись глаза и развеялись иллюзии по поводу токаевского «Нового Казахстана». Короче, очередной урок гражданского и политического созревания.

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ» через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887И есть еще несколько способов – они на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.