В Казахстане продолжается предвыборная кампания, победитель которой предопределен. Однако завидовать Касым-Жомарту Токаеву, который, несомненно, будет переизбран 20 ноября 2022 года главой государства на семилетний срок, лично мы не стали бы.
Если другие кандидаты в президенты РК, не говоря уже об обычных избирателях, после выборов расслабятся и вернутся к своей обычной жизни, то господину Токаеву и его команде предстоит совершить сразу несколько подвигов Геракла. Причем в условиях, когда казахстанцы в массе своей не готовы помогать им реализовывать озвученные Акордой планы.
В частности, второму президенту РК нужно будет как можно быстрее победить инфляцию, то есть вернуть ее если не в коридор 4–6% за год, то хотя бы к однозначному значению, то есть ниже 10%.
Мы уже касались этой чувствительной для Касым-Жомарта Токаева и казахстанской «суперпрезидентской» вертикали темы в публикации: «О рисках новых протестов в связи с ростом цен». Поводом для нее стала публикация Бюро национальной статистики Агентства РК по стратегическому планированию и реформам данных о росте цен в сентябре текущего года.
Напомним, что в позапрошлом месяце «розничные цены и тарифы выросли в республике по сравнению с предыдущим месяцем на 1,8%, в том числе платные услуги на 2,7%, непродовольственные товары на 1,9%, продовольственные товары 1,2%№. В целом же «с начала 2022 года жизнь в Казахстане подорожала на 15,4%, а за год (по сравнению с сентябрем 2021 года) – на 17,7%».
Так вот, 1 ноября 2022 года Бюро национальной статистики РК опубликовало очередное информационное сообщение на эту тему.
Из него следует, что розничные цены и тарифы выросли в республике по сравнению с предыдущим месяцем на 1,6%, в том числе платные услуги — на 1,7%, непродовольственные товары — на 1,7%, продовольственные товары – на 1,4%. А в целом с начала 2022 года жизнь в Казахстане подорожала на 17,2%, и за год (по сравнению с октябрем 2021 года) – на 18,8%.
Но что еще критичнее: в октябре в годовом исчислении более всего подорожали продовольственные товары – на 23,1%, то есть почти на четверть. А это, между прочим, означает, что независимо от того, за кого из кандидатов в президенты РК проголосуют избиратели 20 января 2022 года, требовать помощи государства, причем немедленно и как можно больше, будут именно от Токаева.
И это при том, что творить чудеса, вроде насыщения одним хлебом нескольких тысяч голодных людей, Касым-Жомарт Токаев точно не умеет. Так что придется ему вертеться как рыбе на раскаленной сковородке, чтобы: а) удержаться во власти, б) не опалить свою шкуру и в) не быть выброшенным в отвалы истории.
Между тем, рабочих инструментов, кроме усиления госконтроля над ценами, у Акорды нет. А способности нынешнего государства контролировать цены не на словах, а на деле, и не только в крупных торговых сетях, но и в многочисленных магазинчиках (на базарах), мы оцениваем как близкие к нулю.
В этих условиях мы вполне допускаем, что после нескольких месяцев мучений Касым-Жомарт Токаев пойдет по неверному пути Михаила Горбачева и отпустит цены. С расчетом на то, что они подскочат один раз и достаточно сильно, но казахстанское общество, еще не отошедшее от январской трагедии, не отреагирует на этот скачок.
Сложность, однако, состоит в том, что, в отличие от Советского Союза образца 1989 года, Казахстан сейчас находится в совершенно иной геополитической ситуации. И не только потому, что Россия ведет масштабные военные действия в Украине, но и потому, что инфляция стала проблемой номер один для всех стран мира, как развитых, так и развивающихся.
То есть республика оказалась заложником всех и всего, поскольку значительная часть продовольственных товаров импортируется, в том числе из той же России, а непродовольственные товары народного потребления, равно как и оборудование и технологии обречены долго дорожать как из-за роста цен на энергоресурсы, так и из-за усложнения логистики.
Именно поэтому мы позволим себе охарактеризовать внутриполитический процесс, который начнется в Казахстане после ноябрьских выборов, как забег на длинную дистанцию, в ходе которого Касым-Жомарт Токаев и Акорда будут пытаться двигаться быстрее, чем те многочисленные негативные факторы, с которыми они якобы борются.
Удастся ли им это сделать? Ответа на этот вопрос у нас нет. Многое будет зависеть от того, сможет ли казахстанская оппозиция найти способы (научиться) подсекать бегущую вперед в будущее Акорду?
Если сможет, то шансы на то, что январские события 2022 года в стране повторятся. И даже повторный приказ Токаева стрелять во всех, кто вышел на улицу, без разбора, может не спасти авторитарную политическую систему.
Потому что одно дело воевать с народом при соотношении сил 1:10 как было в Жанаозене в декабре 2011 года. Или 1:1 (если считать общее число протестующих и противостоящих им силовиков и военных в стране) — в январе 2022 года. И совсем другое 10:1 — во время будущих беспорядков.
Из-за роста цен, если что…
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887. И есть еще несколько способов – они на этой странице.